Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
Этихъ духовъ безчисленное множество: они повсюду. Масса ихъ населяла леса, горы, озера Лапландш, но отъ нихъ лопари не ждали болыпихъ выгодъ, не боялись так же ихъ и поэтому довольно мало вниматя обращали на нихъ. Остановлюсь поэтому лишь на техъ, которые такъ или иначе принимали более деятельное учаспе въ жизни лопаря 1). Изъ этихъ посл'Ьднихъ одинъ иаъ наиболее главныхъ —■ это Аккрувва: духч, этотъ живетъ вч, мор'1;; лицо и половина туловища у Аккрувва челов-Ьчесйя, нижняя часть его гЬла—рыбья. Этотъ духъ благодетеленъ для лопарей. Часто онъ выходитъ изъ морскихъ волнъ на берегъ, полощетъ и причесываетъ свои длинные волосы, цодни- мается отъ устья р'Ькъ вверхъ ио ихъ теченио и приводитъ рыбъ изъ моря въ реки и, всякш разъ, когда Аккрувва это делаетъ—ловля у лопарей идетъ успешно. Въ водахъ же имеютъ свое пребываше Тшадзеравчакъ; это ничто иное, какъ души гр'Ьшныхъ, утонувшихъ въ водахъ, людей; само назваше ихъ происходить отъ словч, Тшадзе—вода и равчакъ-покойникъ. Эти духи любятъ музыку и часто играютъ, но ихъ до сихъ поръ никто еще не видалъ. И Аккрувва и „водяные покойники1 носятъ на себе черты, сближаюшдя ихъ съ финскими божествами; быть можетъ даже, что пред- ставлеше о водяныхъ нокойникахъ въ томъ виде, какъ они рисуются лопарямъ, зане сено къ нимъ отъ финляндскихъ ихъ соседей; на это, между ирочимъ, можетъ до изве стной степени указывать одна черта „водяныхъ цоконниковъ“ — это ихъ любовь къ му зыке. Водяныя божества у западныхъ финновъ наделены той-же любовью къ музыке; это обстоятельство скорее могло-бы заставить думать, что мы имеемъ здесь дело съ при- меромъ тождества представлешй двухъ родственныхъ другъ другу народностей, не будь у самихъ лопарей полнаго отсутеттая любви кч, музыке и даже почти полное отсутсттае музыкальныхъ инструментовъ, кроме русской гармоники, которая уже начинаетъ про- лагать себе путь и въ ближайппе отъ Колы лопарсгае погосты. Духовъ, которые лю бятъ музыку, какъ-то странно встретить среди народа, который ее не знаетъ почти вовсе. Среди горъ, въ кегорахъ (местностяхъ, покрытыхъ ягелемъ, на которыхъ па сутся олени) и местахъ покрытыхъ травой яшвутъ Гофиттеракъ— духи богатые, владею- ице подчасъ стадами оленей, коровами и овцами. Они навешиваютъ своимъ стадамъ иногда колокольчики и по звону ихъ лопари узнаюгъ о видимомъ и невидимомъ ирисут- CTBin ихъ на иастбшцахъ, Стадами этихъ духовъ можно овладеть: для этого нужно иметь лишь смелость приблизиться къ стаду ихъ, смотря лишь вверхъ и отнюдь не обращаясь ни назадъ, ни въ стороны; затемъ остается только бросить посреди стада кусокъ же леза; пасущей свои стада духъ боится железа и бежитъ, а стадо достается бросившему железо. Далее с.тЬдуютъ духи-карлики, живушде нодъ землей Тшаккала-гакъ. Любимое ихъ местопребываше въ горахъ, въ техъ местахъ, где отЬгъ скорее, чемъ въ другихъ местахъ, таетъ. Животы этихъ духовъ наполнены серебромъ. Чтобы поймать духа, иосту- наютъ следующимъ образомъ: на места, освободивппяся отъ снега, ставятъ молочную кашу; духи приходятъ, чтобы поесть каши, замерзаютъ и лопаются; изъ ихъ животовъ надаютъ серебряныя деньги, которыя перехитрившему духа лопарю остается только соби') Еш :ш . Arcbiv, pp. 362—365.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz