Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

изъ тЬла и идетъ къ Богу, у которагои пребываетъ въ продолженш трехъ иервыхъ дней; по истеченш этого срока она возвращается на землю и путешествуетъ но т’Ьмъ местам!., гд'Ь бывала прежде. Она должна объехать все места, куда она при жизни заглядывала; это путешееше она совершаетъ на олене, такъ какъ п'Ьшкомъ ей идти было-бы трудно. Вотъ почему и необходимо позаботиться, чтобы у дзчпн былъ въ расноряженш олень, что прежде делалось закдан1емъ оленя на могиле покойника, а вч, настоящее время про­ дажей оленя при похоронахъ и отдачей вырученныхъ отъ продажи денегъ священнику за оттгЬваше. Ч'Ьмъ скорее совершитъ душа это путешеств!е, т'Ьмъ лучше, такъ какъ до окончашя его она не можетъ узнать о своей судьбе: грозитъ-ли ей адъ или ожидаетъ ее блаженство въ раю. Обыкновенно, впрочемъ, она совершаетъ свое путешеств!е или въ три недели или въ три года, смотря по тому много-ли или мало умершй путешествовалъ при жизни. Поел* произнесетя приговора душа добраго человека идетъ къ Богу, грешнаго— въ адъ, где ее и мучатч> частью на огне, частью холодомъ. Случается иногда, что чертъ прогоннтъ отъ себя душу грешнаго человека; скажетъ ей: „ступай, ты мне не нужна“— и тогда душа идетъ снова къ Богу, который, если не простить ее самъ, при­ нимается мучить ее на небе и затемъ все-таки посылаетъ ее въ адъ. Разсказы лопарей о загробной жизни, даюпце намъ более точныя представлетя о воззретяхъ лопарей на этотъ счетъ, я помещаю въ ириложенш. Таковы главные боги лопарскаго Олимпа и светлые и темные. За ними шелъ еще целый рядъ божествъ второстепениыхъ, духовъ, населяющихъ землю и воду, живущихъ въ лесахъ и на горахъ, иовелевающихъ ветрами и тучами и т. д. Этотъ сонмъ духовъ былъ безчисленъ: духи реяли всюду и были, пожалуй, более опасными для лопарей, чемъ мрачные боги подземнаго царства. Эти духи подчасъ новелеваютъ тЬми же стихшнымп силами, какъ и Bbicmie боги и подчасъ узурпируютъ изъ рукъ этихъ последнихъ все функцш, такъ что все, что было нужно лопарямъ, все давалось имъ этими духами. Нельзя даже сказать, чтобы эти духи считались лопарями подчиненными высшимъ божествамъ; повидимому, на ряду съ высшими богами, лопарь нризнавалъ и этихъ низшихъ, самостоятельныхъ однако, духовъ; но признавая ихъ самостоятельными и играющими большую роль въ его судьбе, лопарь все-таки считаетъ ихъ второстепенными; и въ то время какъ всехъ высшихъ бо?кествъ, какъ светлыхъ такъ и темныхъ, онъ ублажалъ жертвоириношетями, изъ этихъ низшихъ духовъ онъ выбиралъ лишь некоторыхъ, наиболее могущественныхъ, которымъ онъ и приносилъ жертвы. Остальныхъ онъ либо боялся, если они были по его мненш злыми духами, либо ждалъ отъ нихъ добра, если онъ считалъ ихъ добродетельными, но не жерт- вовалъ имъ. Какъ будетъ видно изъ последующаго въ веровашяхъ въ этотъ сонмъ духовъ отразилось въ значительной степени вл1яше и скандинавовъ и соседей финиовъ, у ко­ торыхъ, какъ известно, вероватя въ большое число духовъ были крайне распростанены, и нетъ удивительнаго, что и въ этихъ веровашяхъ соседи лонарей дали имъ почувство­ вать свое вл!яше. Но за заимствовашями нельзя не отличить и нащональныхъ чертъ лона- рей и нельзя отрицать всякую индивидуальность въ этихъ веровашяхъ, какъ однако, это делали некоторые.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz