Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
157 ныхъ однородна1 х). Изъ словъ цитируемаго автора нельзя вывести то заключете, ко торое выводитъ изъ нихъ Шефферъ, такъ какъ здесь говорится лишь о трудности, съ которой давались лопарямъ хрисйансыя представлешя о страшномъ суде и воскресенш мертвыхъ. О томъ, что лопари отрицали всякую загробную жизнь, у цитируемаго автора н^тъ ни слова. В'Ьроваше же, что люди и животпыя продолжают'], жить и после смерти, слншкомъ распространено у всехъ народовъ, чтобы существоваше его среди лопарей могло насъ удивлять. Я такъ подробно остановился на этихъ словах'!, Шеффера лишь въ виду того, что, основываясь на его словахъ, мнопе позднеИнйе авторы утверждали, что у древнихъ лопарей нредставлешй о загробной жизни не было. Подъ шпяшемъ хриспанства должно было измениться представлеше лопарей о загробной жизни. Но, какъ видно уясе изъ нредыдущаго, эти новыя идеи съ трудомъ при вивались въ среде лопарей. В ъ некоторыхъ местностяхъ лопари, повидимому, старались примирить свои прад'Ьдовиия веровашя съ теми, которымъ ихъ учили мнсшонеры; ре- зультатомъ этого появилось мнете, что души покойпиковъ отправлялись сначала въ Ябме-аймо, где и проживали определенный срокъ. Зат'Ьмъ уже ихъ переселяли въ Ра- д1енъ-аймо, т. е. рай, ирипадлежаццй собственно Богу 2). Постепенно, одпако, съ развитаемъ хриспанства, представлешя о загробной жизни стали все больше и больше пропинаться христаанствомъ, пока наконецъ хрисйапсгая по нятая о рае и аде не заменили собой вполне древнихъ нредставлешй объ Ябме-аймо и Рота-аймо. Въ настоящее время у русскихъ лопарей восномнпаше обч, ихъ древней за гробной жизни изгладилось совершенно, и Ябме-аймо заменено раемъ, который, ио нредстав- лешямъ лопарей, находится на верху, на небесахъ у Вога. Рота-аймо сохранилось еще въ воспоминаши лопарей, хотя подъ назван1емъ ада, съ которымъ древшй Рота-аймо смешался окончательно. Адъ такяге помещается подъ землей, тамъ мучатъ грешииковъ; иногда, однако, лопари выделяютъ особую подземную страну, куда ездятъ ихъ колдуны, какъ и древше шаманы ихъ ездили въ подземную страну. Эта подземная страна находится глубоко внизу; входъ въ нее иногда черезъ озера, иногда черезъ трещины земли. Въ этой стране яшвутъ старухи-людоедки, кото рый, одпако, по временамч, оказываются милостивыми къ зашедшимъ въ ихъ подземное царство людямъ. Эти старухи, кроме того, обладаютъ силой воскрешать умершихъ. Въ подземномъ Hte царстве живутъ и Сталло, о которыхъ мне придется говорить ниже. Жизнь подземныхъ обитателей мало чгЬмъ отличается отъ жизни людей на земле: у нихъ есть и скотъ; есть олени, и лошади, и собаки. Таково представлеше о подземномъ siipe по крайней мере среди Пазрецкихъ и Печенгскихъ лонарей. Адъ, который, какъ я говорилъ, по представленио лонарей находится также подъ землей, служитъ м'Ьстопребывашемъ грешныхъ душъ. Душа живетъ у людей въ ихъ груди, ближе къ левому боку, недалеко отъ сердца; лопари определили для ду ши именно это место въ груди, по словамъ некоторыхъ, по аналоги съ сосной, у которой сердцевина находится ближе къ югу. Когда челов'Ькъ умираетъ, душа улетаетч, •J Sclieffcrus: Lapponia, p. 90. 2) Erman: Arcliiv, p. 357.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz