Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
155 торая устраивалась въ честь богини, гадали о будущемъ родильницы и новорожденнаго дитяти. Въ пашу вставлялись три палочки, одна изъ пихъ расщеплялась и въ расщепъ вставляли три металличесгая кольца; вторая изъ вставленных!, палочекъ была б’Ьлаго цве. та, третья—чернаг-о. ЗатЬмъ кашу ставили подъ дверь на двое или на трое сутокъ. Если въ этотъ промежуток!, времени случалось, что черная палочка упадала въ кашу— это означало, что либо родильница, либо новорожденное дитя должно умереть. Если же исчезала белая палочка, то оба должны были остаться въ живыхъ. Самую кашу реша лись есть не раньте, какъ после того какъ позволеше на это было испрошено при по средстве бубна ‘). Саракка же охраняетъ дитя отъ недуговъ и дурнаго глаза. Таковы сведешя, дошедппя до насъ объ этихъ богиняхъ лопарскаго Олимпа. Даже въ сравнительно испорченном!, виде, съ примесыо хриспанскихъ идей, эти сведе ния являются крайне интересными. Повидимому въ более отдаленную эпоху эти богини, и ио преимущественно Саракка, считались богинями оилодотворетя, отъ которыхъ исхо дила и плодотворная сила какъ у людей, такъ и у животныхъ, и изобшпе. Эти, вероят но, одне изъ наиболее важныхъ божествъ лопарскаго пантеона, однако, скоро потеряли свое древнее зиачете; после принятая хрисианетва память о нихъ сглаживается въ умахъ простыхъ лонарей, а жрецы заставляготъ делить этихъ богинь свою силу съ новыми бо жествами Рад1енъ-Атч1е и Рад1енъ-ГОедде. В ъ скоромъ времени и последн1я воспоминашя о нихъ исчезаютъ. Таковы высппя светлыя божества, которымъ поклонялись лопари. Они все жи вутъ либо въ надземныхъ сферахъ, либо на земле: они все более или менее благоде тельный божества для лопаря: они охраняютъ его имущество, множатъ его стада, содействуютъ ему въ рыбной ловле и охоте. И изъ всехъ важныхъ боговъ лишь одинъ, живя на земле, является богомъ страшнымъ для простыхъ лопарей. Это покро витель чародеевъ Сайво-о.тоакъ; онъ жилъ на вершинахъ горъ; если чародею требова лись помощь и содействхе Сайво-олмака, онъ отправлялся къ источнику, находившемуся у поднож 1 я горы, на вершине который жилъ мрачный богъ, и выпивалъ изъ пригоршни воды изъ источника. Тогда на чародея сходила сила, равная силе его покровите ля г). Но если не считать этого бога, все остальныя высппя божества благодетельны для лопаря. Мрачныя же, враждебныя и людямъ, и светлымъ богамъ божества живутъ подъ землей, л Эти нодземныя болсества следуюпдя: Рота или Руота, Фудно, Мубленъ и Пага. Все они злы, все стремятся сделать зло лопарю. Вместе съ ними живетъ и злая Ябме-акко— въ переводе—мать смерти. Она живетъ въ стране, которая но ея имени называется Ябме- акко-абимо— страна смерти. Эта страна мертвыхъ, которые провожались туда Сайво- гуелла. Въ Ябме-акко-абимо души умершихъ снабжались новыми телами вместо техъ, которыя оставались тлеть въ гробахъ; тамъ души добрыхъ людей получали въ высшей степени все удовольств1я, весь почетъ, которыми они наслаждались при жизни на земле. Глубже чемъ Ябме-акко жилъ Рот^; это былъ действительно злой богъ, властитель ада, *) Erman: Arcliiv. X X . 172 2 ) Немировнчъ-Данченко: Страна холода, стр. 495. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz