Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
154 такимъ образомъ человека, они вкладываютъ его въ тело земной матери, которой суж дено его родить. Стараются боги сделать это такъ, чтобы злыя божества, какъ Фудно, Руту, ЕГага или Мубленъ-Олмай, не помешали имъ. Некоторые чародеи однако объяс няли д’Ьло другимъ образомъ: они говорили, что Рад1енъ-Атч1е и Рад 1 енъ-Юедде одно лицо—именно Ибмелъ, что значитъ божество вообще. Въ этомъ представленш нельзя пе усмотреть более сильнаго влштя хрнетчапства; но язычесый умъ лопаря немедленио-же переходитъ кч, старымъ нащональнымъ своимъ воззрешямъ. У Ибмела есть жена Серге- Эдне и этой-то онч, далч, силу творить души, которыя она затемъ и препровождает!, г;ч, Мадеракка, которая въ свою очередь даетч, имъ тело. Кроме того существовало веро- вате, что Рад1енъ-Атч1е при посредстве-ли Рад1ена-К]едде или Серге-Эдне творитъ всехъ животныхъ, которыя также ироходили черезъ тела Мадеракка, Уксч,-Акка и Саракка; эти три богини имели власть надъ производительной силой людей и животныхъ. Вслед- CTBie этого имч, часто приносились жертвоприношетя, хотя вч, особенном!, почете была лишь Саракка и будто-бы оттого, что иметь детей девочекъ для лонарей было более выгоднымъ, чемъ детей мужскаго пола. Эти сведетя, записанныя со словъ шамановъ, которые более долго сохранили прежтй культъ, были уже въ то время почти неизвестны нростымъ лопарямъ, въ среде которыхъ сохранились лишь одни имена божествъ, безъ ясныхъ представлетй о томъ, какую роль играли эти божества *). Это последнее обстоятельсво подтверждается и свидетельством!, Гегстрема 2); онъ сообтцаетъ, что на вопросъ его, кто создалъ шръ, лопари отвечали, что Саракка; объ этой личности, занечаетъ онъ, я изъ устч, лопарей не могъ вывести никакого онреде- леннаго представлетя. На основанш еообщенй другихъ лицъ я нашелъ, что лопари считаютъ ее почти naturam naturantem, но все-таки отличной отъ Бога; при рождетй, росте и здоровье человека и другихъ тварей она оказываетъ свое действге. Эти слова красноречиво доказываютъ, что уже около половины Х У Ш столепя представлетя объ этомъ божестве и его деятельности окончательно затемнились вч, умахч, простыхъ лопа рей и жили лишь среди шамановъ, которые, явясь хранителями прежняго культа и жре- цами, успели однако въ языческую канву вплести христчаисгае узоры. Когда исчезли сч, лица лопарской земли жрецы-шаманы, когда не стало более волтпебнаго бубна—и пред ставлетя объ этихч, трехъ женскихъ божествахъ, Мадеракка, Уксъ-Акка и Саракка исчезли совсемъ. Что касается собственно Саракка, то, повидимому, иногда ей приписы вали исключительно в.тате при родахч,. Ей поэтому больше всего приносили жертвъ и при родахъ молились, главнымч, образомъ, ей-же; ее призывали женщины во время ро- дильныхъ мукъ. Около того времени, когда по разсчетамъ лопаря жена его должна была родить, sraorie лопари выстраивали для Саракка особую хижину подле той, въ которой жила семья; въ надежде на благополучный исходъ родовъ беременный женщины нили въ честь Саракка водку, которая и называлась—„водка Саракка1. После рождетя ребенка лопари ели въ честь этой-же богини кату, которая и носила назвате „каша Саракка", и затемъ въ честь же Саракка устраивалось торжественное пиршество. На каше, ко- Erman: Archiv- X X , стр. 1G9- 170. 2) Hogstrom: Beschreibung. p. 197—198.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz