Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

сидела, и гребень, и часть волосъ. Это божество не является милостивьшъ: она часто ватаскиваетъ къ себе людей, почему купаться является опасньшъ. Вотъ что разсказы- вали мне лопари Нотозерскаго погоста про одного изъ своихъ односельчанъ Ивана Ти­ това: „Ванька Титовъ купался утромъ, часа въ четыре; какъ снялся совеЬмъ, видитъ— въ воде идетъ челов'Ькъ нагишемъ, и стала тащить его и протащила съ '/, версты за ногу. Онъ закричалъ, пришли женки, да и онъ молитву прочелъ, только т1;мъ и спасся. Потомъ онъ спать завалился на ночь; пришла къ нему Сащенъ и говоритъ: „счастливъ ты, что у тебя есть женки, а то-бы я тебя утащила; дай мне то, что тебе не жалко1. Онъ говоритъ: „ладно, даю“ , и далъ серебряный рубль, да бисеръ и бросилъ въ воду, а на следующую ночь Сащенъ пришла и говоритъ: „спасибо, очень я довольна". После этого онъ и не см'Ьетъ купаться". Сащенъ вообще боится женщинъ и утаски- ваетъ больше муясчинъ. Кроме того отъ нея можно откупиться, что и сд'Ьлалъ въ вы- шеприведенномъ разсказ'Ь Иванъ Титовъ. Следуетъ заметить, что, по мн^шю однихъ ло­ парей, въ каждомъ озере и каждой реке гкиветъ особая Сащенъ, по мпенпо другихъ на все лопарсгая реки и озера приходится лишь одна Сащенъ съ своей семьей. Изъ наиболее почитаемыхъ современными лопарями духовъ, властителей оленьихъ стадъ и воды Луотъ-хозикъ, Поць-хозикъ и Сащенъ-жешцины. Это не должно удивлять, такъ каю, въ лопарскомъ пантеоне встречается несколько женщинъ-богинь, одаренныхъ большой силой и могуществонъ. Оне вместе съ богомъ Мадерадча играютъ большую роль въ жизни лопарей,, Местомъ пребыватя Мадератча указывалось въ выстихъ воздушныхъ сферахъ, тотчасъ подъ небесами. Символъ его можно было встретить не на всехъ волшебныхъ бубнахъ, такъ какъ только величайние и сильнейпне чародеи приходили съ нимъ въ соирикосновеше. Те, которые были знакомы съ Мадератча изображали его на своихъ бубнахъ либо въ виде кружка, либо треугольника, или шестиугольника; иногда Мадерат­ ча изображали въ виде наклоненной внередъ мужской фигуры. Место ему на бубне указывалось на самой высокой „солнечной возже", которая отъ солнца направлялась къ Ра;цену. Мадератча вместе съ солнцемъ имеетъ силу производить все живое и эту силу онъ получилъ отъ Рад1енъ-ГОедде. Жена Мадератча—Мадеракка и живетч, также, какъ и ея супругъ вч, воздупг- ныхч, сферахч,, только ниже его. Она помогаетъ ему вч, его творенш, которое происхо­ дить следующимъ образомъ; по разскавамъ некоторых!, шамановч,: Рад!енъ-Юедде полу­ чилъ отъ своего отца Рад1ена-Атч1е дарч, творить души и духовъ. Всягай разъ, когда онч, сотворитъ душу, онъ посылаетъ ее къ Мадератча, который и отдаетъ ее своей ягене Мадеракка при сле.дующихъ обстоятельствах!,. Онъ вскрываетч, свой животъ и съ вскрытымч, животомъ обносить душу вокругъ солнца кч, Мадеракка, которой и передает!, ее. Та, нолучивъ душу, творитч, ей тело. Если дитя должно быть мальчиком!., то Ма­ деракка посылаетъ его кч, своей дочери Уксъ-Акка, называемой также Стапке-Эдне, что значитъ повивальная бабка. Если дитя назначено родиться девочкой, то Мадеракка посылает!, его къ своей другой дочери Саракка, которая и даетъ ребенку видъ девочки. Незаконный ребенокъ побывалъ либо у Уксъ-Акка, либо у Саракка и та, которая пер­ вая схватила его, и даетъ ему либо мужской, либо женсий полъ. Когда боги сотворять

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz