Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
втими вероватями. Вотъ почему нельзя ожидать отъ современныхъ русскихъ лопарей той ясности и точности въ представлетяхъ объ этихъ духахъ, которую могли застать еще лица, иоеЬщавппя лопарей въ X V II и X V III в'Ькахъ. Кроме вовД'Ьйствш хрисйан- ства, на в’Ьроватяхъ русскнхъ лопарей должны были отразиться и вероватя въ духовъ ихъ соседей русскихъ, съ которыми они такъ давно столкнулись и съ которыми вотъ уже, по крайней мере, 600 л'Ьтъ они имели почти непрерывный снотетя. Этимъ влшйенъ объясняется то, что въ описати лопарскихъ духовъ мы подчасъ узнаемъ знакомыя намъ уже изъ в'Ьрованга русскихъ крестьянъ черты. Одинъ изъ наиболее почитаемыхъ духовъ современными русскими лопарями это духъ домашнй, нагпъ домовой, называемый лопарями пертъ-хозинъ. О немъ я пока не буду распространяться, такъ какъ мне придется подробнее говорить о немъ ниже, когда коснусь домашнихъ духовъ лопарей. За нимъ идетъ Луотъ-хозикъ (оленья хозяйка) духъ-женщина. Это божество осо бенно близко къ лопарямъ, такъ какъ оно покровительствует!, оленьимъ стадамъ лопарей Какъ я уже говорилъ, лопари пусшотъ оленей на волю на все лето, а сами разъез жаются но своимъ тонямъ для ловли рыбы; такимъ образомъ, олени остаются безъ вся- каго присмотра и обыкновенно осенью, когда лопари собираютъ вновь своихъ оленей, они многихъ не досчитываются. Если олени оказываются целыми, то это даръ и внакъ милости Луотъ-хозикъ; она посылаетъ оленямъ богатыя пастбища изъ олевьяго мха, она оберегаетъ ихъ и отъ дикихъ зверей; лишь отъ человека оиа не можетъ уберечь стада. Лопари ея не боятся: она ведь охраняетъ и насетъ оленьи стада, самое дорогое, самое ценное изъ убогаго имущества лопаря; она-же посылаетъ охотнику и дикаго оленя. Луотъ. хозикъ, при отпусканш оленей на волю, молятся въ следующихъ словахъ: „Луотъ- хозикъ, 6epei’H нашихъ оленей". Если къ осени олени все нашлись, ее благодарить, говоря: „спасибо тебе, Луотъ-хозикъ, что поберегла нашихъ оленей". Даже въ томъ слу чае, если и пропадетъ часть оленей, ея не винятъ. Луотъ-хозикъ живетъ въ тундре среди богатыхъ ягелевыхъ полей; видомъ она походитъ на человека: „ходитъ на ногахъ, какъ человекъ, и лицо человечье, только вся въ шерсти, словно олень“ , описывали мне ея внешность лопари. Кроме Луотъ-хозикъ обязанность оберегать оленей лежитъ еще на Поць-хозине и Поць-хозике (мужъ и жена). Они такгке пасутъ оленей, оберегаютъ ихъ отъ волковъ, по также, какъ и Луотъ-хозикъ не могутъ ихъ уберечь отъ злаго человека. Съ Луотъ- хозикъ они жйвутъ мирно. Въ лесахъ властвуетъ лесной духъ—Мецъ-хозинъ; оиъ живетъ въ лесу; самъ онъ черный съ хвостомъ. Людямъ онъ зла не делаетъ, если люди ему не досаждаютъ. Онъ любитъ тишину, вотъ почему если въ лесу начинаютъ кричать, шуметь или петь, то Мецъ-хозинъ сердится и заводитъ такихъ въ лесу, „такъ что пе выйдешь"; поэтому- то и необходимо, проходя по лесу, наблюдать тишину. Во всякой воде, будь то озеро или река, живетъ Сащенъ съ своими детьми. Она является людямъ въ образе нагой женщины, расчесываетъ свои волосы „хорошимъ“ гребнемъ. Лицо у ней белое, чистое и черные прекрасные волосы. Если испугатотъ Са щенъ, она въ испуге бросается въ воду, оставляя на берегу, на камне, на которомъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz