Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
15J жимъ вл!яшемъ могъ выработать себе такую богатую миоологш, какова была миоолопя у древнихъ лопарей. Что культъ Сторыонкаре возникъ довольно поздно и, быть можетъ, даже подъ вшяшеиъ скандинавскихъ соседей лопарей, доказываете, какъ скандинавское имя самого божества, такъ и покрой одежды, въ которую онъ облачался; лишь одежду швед- ско-норвежскихъ дворяпъ ыожпо разуметь подъ словами Торнея объ одежде Сторыон- каре, такъ какъ среди лонарей сословш не было. Во всякомъ случае, каково-бы ни было происхождете культа Сторыонкаре, лишь въ иемногихъ местностяхъ Лапландш на него смотрели какъ иа особое божество. Въ другихъ местностяхъ Лапландш богомъ охоты считался властитель леса Лейбъ-Ольмай, что значите въ буквальномъ переводе „ольховый человекъ". Онъ охранялъ всехъ жи вотныхъ, живущихъ въ лесу, за исключев1емъ медведя, который ему не былъ нодведом- ствепъ; у лопарей, какъ и у многихъ народовъ существовалъ культъ медведя, о которомъ я буду говорить ниже. Лейбъ-Ольмаю молились каждое утро и каждый вечеръ и при мо- литвахъ пели священные гимны. Если посмотреть па деятельность Пейве, Айеке и Сторьюнкаре, то окажется, что собственпо весь »пръ управлялся ими; такъ какъ люди находились подъ властью Айеке; онъ же былъ властителем!, и надъ водами и непогодой; домашшя животным находились частью въ управленш Пейве, частью Сторыонкаре; диюе звери, какъ и рыбы, и птицы были подведомствен!.! этому последнему. Следовательно, вч. рукахъ этихъ трехъ божествъ находилось управлете м1ромъ и надъ ними лишь возвышались неопределенный божества Рад1енъ-Атч1е и Рад1енъ-Юедде. Вокругъ этихъ трехъ главныхъ боговъ группировались лишь божества второстепенный. Но это было такъ лишь въ некоторыхъ, сравнительно немногихъ, местностяхъ Лапландш. В ъ большинстве случаевъ деятельность Айеке и Пейве была гораздо уже, и лопари помещали за ними рядъ другихъ божествъ, быть-можетъ, менее ими чтимыхъ, чемъ Айеке и Пейве, но также самостоятельныхъ и могуществен- ныхъ, какъ и эти последше. В ъ техъ местностяхъ, где грома не успели еще антропо- морфизировать, где въ солнце видели лишь бога-света и тепла, тамъ прочихъ божествъ должно было быть еще больше и роль ихъ для лопарей еще значительнее. Такъ надъ непогодой властвовалъ, по мненно лопарей некоторых!, местностей, богъ Вадо-май, богъ переменчивый и грозный, требующй себе постоянныхъ жертвъ. Одинъ изъ Айлекесъ-Олмаковъ считался богомъ хорошей погоды. Лейбъ-Олмай, какъ я уже сказалъ,. былъ богъ лесовъ и охоты. Кшзе-Олмай считался богомъ рыбаковъ. Бо гомъ воды былъ Тшадзе-Олмай, охранитель рыбъ и др. Эти божества были для лопарей многихъ местностей, где культъ Айеке и Пейве былъ меньше развитъ, очень важны, такъ какъ именно въ районахъ ихъ деятельности и приходилось вращаться лопарю при своихъ заштяхъ: рыбной ловле, охоте. Этимъ, быть-можетъ, и объясняется, что въ то время какъ культъ остальныхъ боговъ затмился подъ в.шшемъ хриспанства и боги были заменены святыми, или вовсе изгладились изъ умовъ лопарей, воспоминаше объ этихъ бо жествахъ живо и по настоящее время въ некоторыхъ частяхъ русской Лапландш и культъ ихъ продолжаете храниться. Конечно, исповедываше христианства, хотя-бы лишь номинальное, могло только спо собствовать уничтоженпо, или искаженно древнихъ веровашй и культа, сопря;кеннаго съ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz