Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

впдомъ радуги рисуется русскому лопарю этихъ погостовъ огромная лось, которая и пьетъ воду изъ р'Ьгм „воду м1;ритъ“, какъ выражаются’ иногда про нее лопари. Связь ея съ громомъ сохранилась однако въ ея названии термэсъ-юусь, что значитъ громовая лось. Вол’Ье подробныхъ сведешй о радуге мне не удалось собрать. Представлеше объ Айеке также повидимому изгладилось изъ умовъ лопарей подъ вл1яшемъ хрисиапства. Выть можетъ восиоыинаше о немъ сохранилось въ верова- тяхъ нгЬкоторыхъ лопарей въ бога Арома-Телле ’), который, хотя и считается богомъ- охотникомъ, но имеетъ несомненно обшдя черты съ древнимъ богомъ грома. В. И. Немировичъ-Данченко, записавшй предате объ Арома-Телле, сообщаетъ, что конецъ св’Ь- та, по мненйо лопарей, долженъ произойти тогда, когда Арома-Телле убьетъ оленя, за которымъ онъ теперь гоняется, что пока Арома-Телле не делаетъ зла людямъ, но что если кому-нибудь изъ нихъ удастся увидеть въ глаза оленя, за которымъ Арома-Телле гонится, тотъ слепнетъ на всю жизнь, а если кому-нибудь изъ нихъ удастся услышать стукъ копытъ его—тотъ на всю жизнь глохнетъ; если-жъ жгучее дыхате оленя дойдетъ до лопаря— тотъ немеетъ на всю жизнь. Однако за песколько минутъ до смерти и слухъ, и языкъ, и врете возвращаются лопарю съ темъ, чтобы онъ передъ смертью могъ раз- сказать окружающимъ, что онъ виде.лъ и слышалъ внутри себя за все это время. Са­ мого Арома-Телле видеть нельзя, такъ какъ онъ слишкомъ великъ, лишь стрелы его видны, которыя онъ мечетъ въ оленя; эти стрелы летятъ изъ лука Арома-Телле и люди считаютъ ихъ молтями. На основанш этого предатя можно вывести, что молтя — стрелы, принадлежав- ппя некогда Айеке, служатъ теперь Арома-Телле; что въ то время, какъ Айеке прого- нялъ ими нечистую силу, Арома-Телле гонитъ ими гигантскаго оленя. Не есть-ли это noBepie одинъ изъ вар1антовъ предатй объ Айеке, вар1антовъ, которыми такт» богата миеолоия лонарей; это темъ более вероятно, что это предате записано у русскихч. ло­ парей, тогда какъ все сведетя о древпихъ божествахъ лопарскаго па.нтеопа мы черпаемъ лишь изъ источниковъ, имеющихъ въ виду почти исключительно лопарей скандииав- скихъ s). Если олень, за которымъ гонится Арома-Телле и есть та громовая лось, которая пьетъ воду во время отдыховъ отъ иреследоватя, то родство между Арома-Телле и Айе­ ке можетъ считаться почти-что доказанным!,. Пока еще Арома-Телле, гоняясь за оленемъ и метая въ него стрелы, пе попа- даетъ въ него. Большой белый олепь съ черной головой и золотыми рогами убЬгаетъ отъ иреследоватя охотника; самъ духъ-охотникъ ростомт» съ десять старыхъ сосенъ; собаки, каждая величиной съ взрослаго ояеня-самца, помогаютъ ему въ преследованш. Но когда духъ попадетъ первый разъ въ оленя — должно произойти первое вемлетрясе- Hie: „все старыя каменныя горы распадутся, выбросятъ огопь, реки потекутъ назадъ, озера изсякнутъ, море оскудеетъ—высохнетъ". Вторая стрела попадетъ олешо въ чер­ ный лобъ, между золотыми рогами его,—тогда огонь разольется по всей земле, и вся земля *) Немировичъ-Данченко: Лопарская земля (въ Живописной Россш, I стр. 171). 2) Ср. древне-германсмя представлетя о Wilde Jagd.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz