Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
впдомъ радуги рисуется русскому лопарю этихъ погостовъ огромная лось, которая и пьетъ воду изъ р'Ьгм „воду м1;ритъ“, какъ выражаются’ иногда про нее лопари. Связь ея съ громомъ сохранилась однако въ ея названии термэсъ-юусь, что значитъ громовая лось. Вол’Ье подробныхъ сведешй о радуге мне не удалось собрать. Представлеше объ Айеке также повидимому изгладилось изъ умовъ лопарей подъ вл1яшемъ хрисиапства. Выть можетъ восиоыинаше о немъ сохранилось въ верова- тяхъ нгЬкоторыхъ лопарей въ бога Арома-Телле ’), который, хотя и считается богомъ- охотникомъ, но имеетъ несомненно обшдя черты съ древнимъ богомъ грома. В. И. Немировичъ-Данченко, записавшй предате объ Арома-Телле, сообщаетъ, что конецъ св’Ь- та, по мненйо лопарей, долженъ произойти тогда, когда Арома-Телле убьетъ оленя, за которымъ онъ теперь гоняется, что пока Арома-Телле не делаетъ зла людямъ, но что если кому-нибудь изъ нихъ удастся увидеть въ глаза оленя, за которымъ Арома-Телле гонится, тотъ слепнетъ на всю жизнь, а если кому-нибудь изъ нихъ удастся услышать стукъ копытъ его—тотъ на всю жизнь глохнетъ; если-жъ жгучее дыхате оленя дойдетъ до лопаря— тотъ немеетъ на всю жизнь. Однако за песколько минутъ до смерти и слухъ, и языкъ, и врете возвращаются лопарю съ темъ, чтобы онъ передъ смертью могъ раз- сказать окружающимъ, что онъ виде.лъ и слышалъ внутри себя за все это время. Са мого Арома-Телле видеть нельзя, такъ какъ онъ слишкомъ великъ, лишь стрелы его видны, которыя онъ мечетъ въ оленя; эти стрелы летятъ изъ лука Арома-Телле и люди считаютъ ихъ молтями. На основанш этого предатя можно вывести, что молтя — стрелы, принадлежав- ппя некогда Айеке, служатъ теперь Арома-Телле; что въ то время, какъ Айеке прого- нялъ ими нечистую силу, Арома-Телле гонитъ ими гигантскаго оленя. Не есть-ли это noBepie одинъ изъ вар1антовъ предатй объ Айеке, вар1антовъ, которыми такт» богата миеолоия лонарей; это темъ более вероятно, что это предате записано у русскихч. ло парей, тогда какъ все сведетя о древпихъ божествахъ лопарскаго па.нтеопа мы черпаемъ лишь изъ источниковъ, имеющихъ въ виду почти исключительно лопарей скандииав- скихъ s). Если олень, за которымъ гонится Арома-Телле и есть та громовая лось, которая пьетъ воду во время отдыховъ отъ иреследоватя, то родство между Арома-Телле и Айе ке можетъ считаться почти-что доказанным!,. Пока еще Арома-Телле, гоняясь за оленемъ и метая въ него стрелы, пе попа- даетъ въ него. Большой белый олепь съ черной головой и золотыми рогами убЬгаетъ отъ иреследоватя охотника; самъ духъ-охотникъ ростомт» съ десять старыхъ сосенъ; собаки, каждая величиной съ взрослаго ояеня-самца, помогаютъ ему въ преследованш. Но когда духъ попадетъ первый разъ въ оленя — должно произойти первое вемлетрясе- Hie: „все старыя каменныя горы распадутся, выбросятъ огопь, реки потекутъ назадъ, озера изсякнутъ, море оскудеетъ—высохнетъ". Вторая стрела попадетъ олешо въ чер ный лобъ, между золотыми рогами его,—тогда огонь разольется по всей земле, и вся земля *) Немировичъ-Данченко: Лопарская земля (въ Живописной Россш, I стр. 171). 2) Ср. древне-германсмя представлетя о Wilde Jagd.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz