Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

Тотъ же Гегстремъ, даетъ памъ другой aapiaim. ятого же сказашя: онъ гово­ ритъ, что онъ зам’Ьтилъ, что лопари бога грома считаютъ сутдествомъ равно добрымъ, какч. и злымъ, и это происходить оттого, что онъ былъ рожденъ чортомъ (РегкеГомъ) въ скале, тайно— такъ, чтобы Ибмелъ ничего объ этомъ пе долженъ былъ знать. Но Ибмелъ узналъ и взялч, дитя къ себе и воспиталъ его. Поэтому Айеке, будучи сыномч, сатаны сч. одной стороны, а съ другой воспитанником'!. Бога, вместе и добръ и золъ. Преследуя нечистую силу Айеке, темъ самымъ преследуетъ и колдуновъ, яа ко­ торыми нечистая сила прячется. Айеке такъ почитался лопарями оттого, что вч. его рукахъ, считали опи, нахо­ дится власть надъ жизнью и смертью людей, надъ ихъ здоровьемч. и болезнями. Духовъ злыхч., вредныхъ для лопаря, онъ преследуетъ и убиваетъ, бросая въ нихч. свои стрелы-молши, где бы эти духи ни жили: на скалахъ ли, горахъ, или въ глу­ бине озеръ *). К ъ нему же обращались лопари, когда опи думали, что какой-нибудь колдунъ околдовалъ ихъ оленьи стада и если они хотели отомстить тому лицу, которое заставило колдупа заколдовать нхъ стадо. Айеке, преследуя злодея, иногда и не нахо- дилт, его и тогда убивалъ колдуна *). Айеке, имея свое ме.стопребывате въ воздухе, слышитъ речи людей и где-бы лопари не вздумали его злословить, онъ тотчасъ-же ихъ наказываетч. за ихъ преступлеше 3). Рядомъ однако съ представлешемъ объ Айеке, мы встречаемъ и представлеше, что самч, громъ есть божество, которое гонитъ чародеевъ съ неба, и что птумъ во вре­ мя грозы есть тумъ отъ стре.чъ , которыми мечетъ въ чародеевъ богъ-громъ. Самуилъ Реенъ прямо говоритъ, что громъ лопари считаютъ предметомъ оживленнымъ (rem yi- yentem), который и шумитъ такъ на небе 4). Но повидимому представлеше обч. Айеке было более распространено среди лопа­ рей; по крайней мере, большая часть авторовч, указывает!, именно на него, называя его лишь различными именами, которыя я выписалъ выше, иногда придавая ему даже древнее скандинавское имя Тора, тогда какъ представлешя о громе, какъ самостоятель- номъ божестве, или какъ о res viyens встречаются лишь крайне редко. Громъ, по нредставлеппо лопарей, некоторыхъ местностей, по крайней мере, про­ исходитъ отч, того, что Айеке ходитъ по тучамъ; въ Lexicon Lapponicnm отмечается, что у лонарей существует!. для выражешя того, что громъ гремитъ, слова Айя юца, т.-е. Айя ходитъ (Juppiter tonat) 5). Вч, некоторыхъ местахъ этому могучему богу приписы­ валась власть и надъ моремъ, водами и ветрами. Стрелы свои Айеке мечетъ изъ лука, который есть ничто иное какъ радуга: BCaeflCTBie этого и радуга носила назваше Айеке- допге, что значитъ лукъ деда. Въ другихъ местахъ она по имени того же бога носила назваше Айеке-Йокса. Это представление о радуге въ настоящее время не сохранилось, по крайней мере, среди лопарей Нотозерскаго и Сонгельскаго погостовъ. Теперь подъ г) Scliefferus. р. 95. 2) Erman: Arcliiv. р. 172. 3) Вят. Губ. ВЬд. 1868 г., Л» 22. 4) Scliefferus. р. 85. 5) Вят. Губ. В4д. 1868 г., № 22.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz