Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

146 Саракка, богиня имевшая важное значеше для лопарей и которую Ацерби определяете именемъ лопарской Венеры. Это последнее отзывается большей стариной, такъ какъ изве­ стно, что именно пятница посвящалась у многихъ народовъ богине, имеющей теже функ- цш, какъ и Саракка (у Германцевъ богине Фрейе, у Римлянъ •— Венере; среди русска- го населетя многихъ местностей св. Пятнице, которая, какъ известно, заменила собой древнее русское божество). Перехожу теперь къ сильно некогда чтимому лопарями богу— богу грома, назы­ ваемому самими лопарями Горагаллесъ, Горангаллесъ, ГоранорШ, Горесгудскъ, Адзегадзе, Иермесъ, Айеке или просто Айя. Айеке значить, по словамъ Шеффера, дедъ, прадедъ. Въ северныхъ частяхъ Лапландш его называли и Торатуросъ Подне, т. е. божественный громъ. Этотъ грозный богъ чтился на всемъ протяженш Лапландш и нринадлежалъ къ числу техъ, которымъ лопари чаще всего поклонялись: этимъ объясняется, что некоторые писатели называютъ Айеке старейшимъ изъ боговъ. Этотъ богъ въ особенности страшенъ для колдуновъ иопасность для нихъ объяснялась лопарями следующимъ предатемъ, записан- нымъ со словъ лопарей Петромъ Гёстремомъ о самомъ происхожденш Айеке: сидела разъ девушка въ лесу подъ деревомъ; пришелъ къ ней чортъ и сказалъ ей, чтобы она набрала сухаго хвороста въ свою шубу, которую она подложила себе подъ голову: когда она это сделала и чортъ зажегъ костеръ, то она заметила, что у него рога на голове; она испугалась и хотела бежать, но онъ ее удержалъ и вступилъ съ ней въ связь. Отъ этой связи родился сынъ, который постоянно плакалъ, такъ что его ничемъ нельзя было утешить. Вогъ взялъ его къ себе въ облака и спросилъ его, желаетъ-ли онъ дружить съ своимъ отцомъ или съ своей матерью. Мальчикъ ответилъ, что онъ дружить хочетъ съ матерью, а отца своего преследовать изъ всехъ силъ, что онъ и до сихъ порч, де­ лаетъ, объезжая по воздуху вокругъ Mipa и взлезая на горы; онъ зажигаетъ деревья когда черти хоронятся за ними ’) и убиваетъ колдуновъ, закоторыми черти ^юбятъ прятаться. Въ этомъ преданш несомненно заметны следы позднейшаго наслоетя: такъ, на- примеръ, существоваше роговъ у чорта, наконецъ назвате духа, вступившаго въ связь съ девушкой, просто чортомъ, заставляютъ думать, что это предате испытало уже на себе известную ломку, которой подверглось большинство лопарскихъ предатй подъ вл!я- темъ хрисианства. Имя матери Айеке также неизвестно, что служите, повидимому не- сомненнымъ доказательствомъ, что въ то время, когда предате было записано, оно уже начинало сглаживаться въ умахъ лопарей. Но несомненно также, что это предате со­ хранило и древтя черты. Указывается на ироисхождете одного изъ самыхъ могуще- ственныхъ боговъ и, по всемъ вероятаямъ, древнее предате знало и имя матери Айеке. Вероятно это была какая нибудь изъ светлыхъ богинь—иначе высшему божеству не имело-бы смысла принимать учасия въ молодомъ Айеке. Тотъ фактъ, что высшее боже­ ство, которое здесь кстати не наименовано, такъ какъ по всемъ верояпямъ разсказы- вавпий Гегстрему это предате лопарь разумелъ уже хриетчанскаго Бога, пользуется Айеке для преследовашя нечистой силы, враждебной ему, отзывается дуализмомъ, который нередко встретить у финнскихъ племенъ и съ которымъ мы столкнемся и у лопарей. *) Hdgstroin: Besclireibung, p. 1!)7.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz