Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
146 Саракка, богиня имевшая важное значеше для лопарей и которую Ацерби определяете именемъ лопарской Венеры. Это последнее отзывается большей стариной, такъ какъ изве стно, что именно пятница посвящалась у многихъ народовъ богине, имеющей теже функ- цш, какъ и Саракка (у Германцевъ богине Фрейе, у Римлянъ •— Венере; среди русска- го населетя многихъ местностей св. Пятнице, которая, какъ известно, заменила собой древнее русское божество). Перехожу теперь къ сильно некогда чтимому лопарями богу— богу грома, назы ваемому самими лопарями Горагаллесъ, Горангаллесъ, ГоранорШ, Горесгудскъ, Адзегадзе, Иермесъ, Айеке или просто Айя. Айеке значить, по словамъ Шеффера, дедъ, прадедъ. Въ северныхъ частяхъ Лапландш его называли и Торатуросъ Подне, т. е. божественный громъ. Этотъ грозный богъ чтился на всемъ протяженш Лапландш и нринадлежалъ къ числу техъ, которымъ лопари чаще всего поклонялись: этимъ объясняется, что некоторые писатели называютъ Айеке старейшимъ изъ боговъ. Этотъ богъ въ особенности страшенъ для колдуновъ иопасность для нихъ объяснялась лопарями следующимъ предатемъ, записан- нымъ со словъ лопарей Петромъ Гёстремомъ о самомъ происхожденш Айеке: сидела разъ девушка въ лесу подъ деревомъ; пришелъ къ ней чортъ и сказалъ ей, чтобы она набрала сухаго хвороста въ свою шубу, которую она подложила себе подъ голову: когда она это сделала и чортъ зажегъ костеръ, то она заметила, что у него рога на голове; она испугалась и хотела бежать, но онъ ее удержалъ и вступилъ съ ней въ связь. Отъ этой связи родился сынъ, который постоянно плакалъ, такъ что его ничемъ нельзя было утешить. Вогъ взялъ его къ себе въ облака и спросилъ его, желаетъ-ли онъ дружить съ своимъ отцомъ или съ своей матерью. Мальчикъ ответилъ, что онъ дружить хочетъ съ матерью, а отца своего преследовать изъ всехъ силъ, что онъ и до сихъ порч, де лаетъ, объезжая по воздуху вокругъ Mipa и взлезая на горы; онъ зажигаетъ деревья когда черти хоронятся за ними ’) и убиваетъ колдуновъ, закоторыми черти ^юбятъ прятаться. Въ этомъ преданш несомненно заметны следы позднейшаго наслоетя: такъ, на- примеръ, существоваше роговъ у чорта, наконецъ назвате духа, вступившаго въ связь съ девушкой, просто чортомъ, заставляютъ думать, что это предате испытало уже на себе известную ломку, которой подверглось большинство лопарскихъ предатй подъ вл!я- темъ хрисианства. Имя матери Айеке также неизвестно, что служите, повидимому не- сомненнымъ доказательствомъ, что въ то время, когда предате было записано, оно уже начинало сглаживаться въ умахъ лопарей. Но несомненно также, что это предате со хранило и древтя черты. Указывается на ироисхождете одного изъ самыхъ могуще- ственныхъ боговъ и, по всемъ вероятаямъ, древнее предате знало и имя матери Айеке. Вероятно это была какая нибудь изъ светлыхъ богинь—иначе высшему божеству не имело-бы смысла принимать учасия въ молодомъ Айеке. Тотъ фактъ, что высшее боже ство, которое здесь кстати не наименовано, такъ какъ по всемъ верояпямъ разсказы- вавпий Гегстрему это предате лопарь разумелъ уже хриетчанскаго Бога, пользуется Айеке для преследовашя нечистой силы, враждебной ему, отзывается дуализмомъ, который нередко встретить у финнскихъ племенъ и съ которымъ мы столкнемся и у лопарей. *) Hdgstroin: Besclireibung, p. 1!)7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz