Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

145 либо на олен* (самце или самке). Медведь, какъ будетъ видпо изъ последующа™, являлся въ представлешяхъ лопарей полубожественнымъ зверемъ. Такъ какъ вторая сказка содержитъ въ себе часть болыпаго лопарскаго эпоса о солнце, о чемъ я скажу ниже, и такъ какъ самъ эиосъ о солнце очень древенъ, то яти сказки, до известной степени, могутъ осветить представлешя о солнце не только современныхъ, но и древнихъ лопарей. Все изве.стпое мне эпическое произведете ло­ парскаго творчества о дочери солнца у русскихъ лопарей я приведу ниже, когда коснусь песенъ и сказокъ лопарей. Культъ солнца, распространенный въ значительной степени въ Лапландш, однако сравнительно скоро устугшлъ вч, некоторыхъ частяхъ ея, ио крайней мере, место но- вымъ ве.роватямъ. Такч,, уже Гёгстремъ сообщаетъ, что онъ старался узнать, не су- ществуете-ли поклонешя солнцу и оказалось, что этотъ. культъ въ местности, имъ из- следованной, уже исчезъ; „но, замечает!, онъ, я нашелъ лопарей, которые мне сообщили, что въ прежшя времена этотъ обычай господствовал^1 ’). В ъ близкомъ отношешй къ солнцу находятся и Айлекесъ-Олбмакч,—боги некото­ рых!, праздничныхъ дней. Само назваше ихъ значитъ въ переводе „святые мужи“ . Ихъ близость кь солнцу доказывается уже темъ, что ихъ символы, въ виде крестовъ, поме­ щались на бубне между „возжами солнца". На первой отмечался обыкновенно крестомъ Содна-пэйве айлекъ, или богъ воскресенья; этотъ день лонари считали самимъ лучшимъ для совершешя жертвоприношешй и для начала охоты. На второй возже помещалось изображеше покровителя субботняго дня, „субботняго бога“ —Лавардакъ-айлекъ; этотъ день считался после воскресенья' самымъ святымъ днемъ. О празднованш субботы у ло­ парей я скажу ниже. На третьей возже изображался Перьякъ-айлекъ—покровитель пят­ ницы; этотъ день считался ниже двухъ предыдущихъ; въ этотъ день особенно хорошо гало колдовство 2). Вероятно эти божества вошли въ лопарсмй пантеонъ подъ вл1яшемъ хриспанства; за это говоритъ какъ и назваше ихъ „святыми мужами", такъ и то, что символъ ихъ былъ крестъ, следовательно такой-же какъ и у Рад1енъ-Атч1е и Рад1енъ- Юедде. Но если это святые, быть можетъ занесенные къ лопарямъ еще проповедниками католиками, которые, какъ известно уже изъ историческаго очерка, старались просветить лопарей еще съ X III века,— то все-таки вопросъ, каше именно святые разумелись подъ назвашемъ Айлекесъ-Олбмакъ остается неразрешенным!,. В ъ виду того, что суббота давно уже считалась священнымъ днемъ у лопарей можно высказать въ качестве предположе- шя, что эти Айлекесъ-Олбмакъ заменили собой какихъ нибудь древнихъ божествъ лопа­ рей; за это предположеше говоритъ и то, что одинъ сделался покровителемъ охоты, дру­ гой колдовства. Следуетъ еще заметить, что тотъ изъ Айлекесъ-Олбмакъ, который вла- ствовалъ пятницей считался въ некоторыхъ местахъ и богомъ хорошей погоды. Если лопари однехъ местностей отдали пятницу и субботу подъ охрану „святыхъ мужей®, то лопари другихъ местностей считали покровителями этихъ дней другихъ божествъ: по све- дешямъ, передаваемымъ Ацерби, покровителемъ субботы считался Рад1енъ, а пятницы 4) Hogstrom: Besclireilmng, p. 206 2) Erman: Arcliiv. X X стр. 168.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz