Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

144 ружи серебряная, а внутри золотая. Солнцева мать живетъ вместе съ са».п.ъ солнцем въ золотомъ дом*: она очень стара, но чрезвычайно красива; волосы у ней растрепаны, на нравомъ боку у ней платья нетъ „только горитъ правый бокъ—жарко1. Она гово­ ритъ пришедшему къ ней герою сказки: „видишь, я солнцева мать—какая у меня грудь горячая; онъ пощупалъ грудь—горячая, горячая". Повидимому, если только въ этой сказке можно искать проблесковъ древнихъ веровашй лопарей, то теплота, исходящая отъ солнца, считается частью, по крайней мере, деломъ солнцевой матери. Но и само солнце греетъ и печетъ, и светъ исходитъ отъ него самого. К ъ сожаленно, сказка ни­ чего не повествуетъ о внешнемъ виде солнца. Вотъ какъ передаетъ сказка о томъ, какъ забредшш къ солнцевой матери герой сказки виделъ солнце: „она (мать солнца) какъ схватитъ его за руку и говоритъ: пойдемъ, посмотримъ со мной, каково солнце? Она вела его, вела и пришла въ темную комнату— нигде света нетъ; она ушла; онъ тамъ сиделъ, сиделъ, потомъ светло сделалось: солнце запекло жарко тако; потомъ вдругъ темно опять сделалось; идетъ эта женка, за руку мужика взяла и повела опять въ избу свою. Привела къ избушке и спрашиваетъ: виделъ-ли ты солнце? онъ отве­ чаете: я виделъ". Изъ этого текста можно лишь заключить, что светъ и часть тепла, пожалуй, даже большая часть исходитъ и отъ самого солнца—но каковъ его видъ, выяснить себе изъ этой сказки нетъ возможности. Если въ этой сказке мы находимъ сведешя о солнцевой матери и о сестрахъ солнца, то въ другой существуютъ указашя на жену и дочь солнца. Изъ этой сказки можно вывести более подробный сведешя о представлешяхъ лопарей о солнце. Солнце— мужчина. Оно похищаете, жену Найнаса (сказочнаго существа); похищеше производится при следующихъ обстоятельствахъ: когда разъ жена Найнаса высовывается за дверь съ головой, непокрытой платкомъ, она чувствуетъ, что солнце начинаетъ жечь ей го­ лову и ухватило ее за волосы; она закричала: Найнасъ, дай мне воды, меня жжетъ солнце! Онъ, держа ее за ноги, чтобы солнце не утащило ея, умираете, и она, не видя помощи, сказала: солнце, ороси меня водою! Оно сжалилось, оросило ее, но по­ томъ взяло ее къ себе. Она делается его женой; вскоре у нихъ родится дочь; пока дочь росла, родители „научаютъ ее всему1', а когда она выросла, отецъ и мать ре­ шаются отпустить ее на землю, чтобы она нашла себе суженаго. Дочь солнца выхо­ дите замужъ за пастуха. Благодаря разнымъ обстоятельствамъ, пастухъ является вынужденнымъ просить свою жену, чтобы она помогла ему подняться къ солнцу. Они идутъ на встречу солнцу и видятъ, что оно едете на олене; солнце беретъ зятя къ себе и поручаетъ ему на следующй день объехать м!ръ; „утромъ, говоритъ оно, по­ езжай кругомъ земли на медведе, въ полдень замени его оленемъ-быкомъ (самцомъ), а вечеромъ уже оленемъ-важенкой (самкой)1. Здесь я упомянулъ лишь о томъ, что хоть сколько-нибудь молсетъ осветить намъ воззрешя современныхъ лопарей о солнце: соединяя все сказанное въ обеихъ сказкахъ въ одно целое, можно думать, что лопари рисовали себе солнце мужчиной, живущимъ вместе съ женой и своей матерью, съ которой онъ делите часть своей власти. День наступаетъ, когда солнце начинаетъ объезжать м1ръ, причемъ едете либо на медведе,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz