Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
144 ружи серебряная, а внутри золотая. Солнцева мать живетъ вместе съ са».п.ъ солнцем въ золотомъ дом*: она очень стара, но чрезвычайно красива; волосы у ней растрепаны, на нравомъ боку у ней платья нетъ „только горитъ правый бокъ—жарко1. Она гово ритъ пришедшему къ ней герою сказки: „видишь, я солнцева мать—какая у меня грудь горячая; онъ пощупалъ грудь—горячая, горячая". Повидимому, если только въ этой сказке можно искать проблесковъ древнихъ веровашй лопарей, то теплота, исходящая отъ солнца, считается частью, по крайней мере, деломъ солнцевой матери. Но и само солнце греетъ и печетъ, и светъ исходитъ отъ него самого. К ъ сожаленно, сказка ни чего не повествуетъ о внешнемъ виде солнца. Вотъ какъ передаетъ сказка о томъ, какъ забредшш къ солнцевой матери герой сказки виделъ солнце: „она (мать солнца) какъ схватитъ его за руку и говоритъ: пойдемъ, посмотримъ со мной, каково солнце? Она вела его, вела и пришла въ темную комнату— нигде света нетъ; она ушла; онъ тамъ сиделъ, сиделъ, потомъ светло сделалось: солнце запекло жарко тако; потомъ вдругъ темно опять сделалось; идетъ эта женка, за руку мужика взяла и повела опять въ избу свою. Привела къ избушке и спрашиваетъ: виделъ-ли ты солнце? онъ отве чаете: я виделъ". Изъ этого текста можно лишь заключить, что светъ и часть тепла, пожалуй, даже большая часть исходитъ и отъ самого солнца—но каковъ его видъ, выяснить себе изъ этой сказки нетъ возможности. Если въ этой сказке мы находимъ сведешя о солнцевой матери и о сестрахъ солнца, то въ другой существуютъ указашя на жену и дочь солнца. Изъ этой сказки можно вывести более подробный сведешя о представлешяхъ лопарей о солнце. Солнце— мужчина. Оно похищаете, жену Найнаса (сказочнаго существа); похищеше производится при следующихъ обстоятельствахъ: когда разъ жена Найнаса высовывается за дверь съ головой, непокрытой платкомъ, она чувствуетъ, что солнце начинаетъ жечь ей го лову и ухватило ее за волосы; она закричала: Найнасъ, дай мне воды, меня жжетъ солнце! Онъ, держа ее за ноги, чтобы солнце не утащило ея, умираете, и она, не видя помощи, сказала: солнце, ороси меня водою! Оно сжалилось, оросило ее, но по томъ взяло ее къ себе. Она делается его женой; вскоре у нихъ родится дочь; пока дочь росла, родители „научаютъ ее всему1', а когда она выросла, отецъ и мать ре шаются отпустить ее на землю, чтобы она нашла себе суженаго. Дочь солнца выхо дите замужъ за пастуха. Благодаря разнымъ обстоятельствамъ, пастухъ является вынужденнымъ просить свою жену, чтобы она помогла ему подняться къ солнцу. Они идутъ на встречу солнцу и видятъ, что оно едете на олене; солнце беретъ зятя къ себе и поручаетъ ему на следующй день объехать м!ръ; „утромъ, говоритъ оно, по езжай кругомъ земли на медведе, въ полдень замени его оленемъ-быкомъ (самцомъ), а вечеромъ уже оленемъ-важенкой (самкой)1. Здесь я упомянулъ лишь о томъ, что хоть сколько-нибудь молсетъ осветить намъ воззрешя современныхъ лопарей о солнце: соединяя все сказанное въ обеихъ сказкахъ въ одно целое, можно думать, что лопари рисовали себе солнце мужчиной, живущимъ вместе съ женой и своей матерью, съ которой онъ делите часть своей власти. День наступаетъ, когда солнце начинаетъ объезжать м1ръ, причемъ едете либо на медведе,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz