Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

143 Писатель X V I века Олафъ Велигай (Olaus Magnus) передаетъ, что лопари счита- ютъ солнце матерыо всехъ животныхъ и полагаютъ, что солнце способствуете увеличение ихъ оленьихъ стадъ и даетъ имъ тепло, дабы молодые олени могли хорошо расти х). Существоваше развитаго культа солнца у лонарей, повидимому, противоречите словамъ Ревиши, который, признавая за поклонешемъ солнцу у лопарей большую древ­ ность, полагаетъ, что солнце могущественнымъ богомъ лопарями не считалось 2). Не входя въ разборъ этого мнетя, отмечу только, что Шефферъ въ своей градащи боговъ ставить Пейве на третье место. Какъ-бы то ни было, но несомненно лишь то, что солнце являлось однимъ изъ самыхъ главныхъ божествъ, хотя можетъ статься, что дру- гаго бога, хотя-бы, напрпмеръ, бога грома лопари и почитали больше. Символъ солнца составлялъ почти неотъемлемую принадлежность шаманскаго бубна во вс^хъ местностяхъ, где только существовалъ культъ Пейве. Солнце на бубнахъ изображалось въ виде четыреугольника, отъ угловъ котораго шли нити во все четыре стороны „чтобы обозначить, что власть солнца распространяется на всю землю1 3). Эти нити посили на лопарскомъ языке назвате naelja paeiwe labikie, что значитъ въ переводе „четыре1 возжи солнца4). Благодаря неполноте данныхъ, нереданныхъ намъ прежними писателями, остается открытымъ целый рядъ вопросовъ, относящихся къ обоготворенио солнца, и точнаго представлетя лопаря объ солнце мы не въ состоянш изложить. Не знаемъ даже антро- поморфизировалосьгли солнце въ умахъ лопарей или нетъ? Неизвестны намъ также ни нредатя, ни разсказы, касаюпцеся солнца, откуда можно было бы составить себе бо­ лее, или менее ясное представлеше лопарей о светиле. Лишь культъ его, довольно раз­ работанный, можетъ служить некоторымъ указашемъ, но о немъ ниже. Повидимому, однако, по мненш некоторыхъ лонарей, солнце было также, какъ и Рад1енъ-Атч1е, богомъ хотя и благодетельнымъ, но самъ по себе мало делающимъ; такъ истекающее отъ солнца тепло лопари не всегда считали деломъ самого солнца: это тепло ниспосылалось его дочерью Сала-Шейдда. Представлеше о существованш у солнца дочери, повидимому, не исчезло и теперь, равно какъ и придача солнцу сестеръ и матери; мы встречаемъ восноминашя объ этихъ верован1яхъ и у современныхъ кольскихъ лонарей, именно въ Нотозерскомъ и Пазрец- комъ погостахъ. Мне удалось записать сказку, помещаемую мною ниже, где герой сказки на протяженш своего странствовашя встречаете трехъ сестеръ солнца и, наконецъ, при­ ходите къ самой солнцевой матери. Одна сестра солнца рисуется маленькой девочкой, лете 7— 8; у ней болышя груди, больше ея самой. Вторая сестра изображается взро­ слой девушкой: у ней на левомъ боку совсемъ нетъ платья; наконецъ третья рисуется старухой, снабженной, какъ и первыя сестры, большими грудями. Все оне живутъ въ неболыпихъ избахъ въ лесу. Избы у первыхъ двухъ сестеръ простыя, у третьей сна­ 1) Schelferus. Lapponia. p. 98. 2) A. Keville: Les Beligions des peuples non civilises. II, стр. 186. 3) А. Егшал: Arcliiv, т. 5 S, стр. 168. л) Ibid, примеч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz