Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
142 такъ какъ Радаенъ-Ат1пе, хотя и считался верховныжъ управителемъ, но ни въ чемъ свое управлете не проявлялъ, такъ какъ все, что требовалось по управление ипромъ ведалось богами другихъ разрядовъ, пи въ какихъ отиошешяхъ къ Ра;цену-Атч1е не стоящихъ. Даже само твореше Mipa было поручено Рад1ену-Юедде. Но язычесйя представлешя ло парей, повидимому, не могли примириться съ т'Ьмъ понн'йемъ, что творцомъ Mipa былъ не тотъ богъ, которому эта деятельность приписывалась прежними в'Ьровашями и вотъ народное воображеше ваставляетъ Рад1ена-Шедде отказаться отъ творетя Mipa и пору чить другому божеству, именно, Мадератье. Однимъ словомъ, повидимому, лопари, вынулс- денные поставить въ качестве главныхъ божествъ Рад1ена-А'гае и Рад1ена-Шедде и за менить ими туманное представлеше объ Юбмел'Ь— не знали сами, какую роль придать имъ, такъ какъ остальные лоиарсйе боги уже имели все свою деятельность, отнять которую у нихъ лопарь не могъ согласиться. Итакъ, два верховный божества лопарскаго Олимпа, считаясь управителями всего, въ сущности для лопарей ничего не делали, и культъ ихъ, какъ ото будетъ ясно изъ последующаго, былъ наименее развитъ. Однако, какъ-бы смутны ни были представлешя лопарей о своихъ высншхъ бо жествахъ, они все-таки считали Рад1ена-Атч1е божествомъ добрымъ и медали отъ него лишь хоротаго. Но Рад1енъ-Атч1е ничего самъ не д’Ьлалъ: его дочь Рана-Шейдда или Рад1енъ-Шейдда ваставляетъ каждый годъ расти и зелен-Ьть деревья и траву. Она также судила, по мнешю лопарей н'Ькоторыхъ местностей, умершихъ и отправляла ихъ въ под земное царство. По вероватямъ лопарей некоторыхъ частей Лапландш, у Рад1енъ-Атч1е есть жена, и она-то творитъ души для новороягденныхъ д'Ьтей и зв'Ьрей. Некоторые ло пари приписывали эту деятельность Рад1ену-Шедде; друпе считали, что Рад1енъ-Юедде печется о томъ, чтобы росъ въ достаточномъ количестве мохъ для оленей, чтобы все живое было невредимо; онъ, наконецъ, считался иногда и хозяиномъ горъ '). В ъ этихъ веровашяхъ, повидимому, сл'Ьдуетъ видеть смешеше Рад1еновъ съ Мадератья и Маде- раккой. Символъ Рад1ена-Атч1е и Рад1ена-Юедде, изображаемый на шаманскихъ бубнахъ, былъ крестъ !), что еще бол'Ье убеждаетъ въ происхожденш в'Ьрованй въ этихъ божествъ подъ вл1яшемъ смутныхъ ионятш о хрисианстве. Первый богъ изъ числа боговъ втораго разряда, боговъ сферъ небесныхъ—это Бейве или Пейве, Шефферомъ называемый просто Sol. Это богъ солнца или, лучше ска зать, само солнце. Будучи однимъ изъ самыхъ главныхъ боговъ, им'Ьвшихъ столь важ ное значеше для лопаря—этотъ богъ имелъ и чрезвычайно развитой культъ; ему чуть не чаще всехъ приносились жертвы. Это почитате солнца естественно у лопаря, вы- нужденнаго проводить зимше месяцы въ непроглядной тьм'Ь. Св'Ьтило, то правящее м1ромъ впродолжеше полугода, то снова уходящее куда-то на ц'Ьлые полгода— должно было поразить лопаря. Естественно также, что Пейве-богъ благодетельный для лопаря. Въ то время, пока Пейве еще царствуетъ, озаряетъ своимъ светомъ ьйръ, снискиваетъ лопарь себе пропиташе, запасается на зиму. 1) Erman: Arcliiv, т. XX. 355; также Неыировичъ-Данчеико: Страна холода: стр. 495. 2) А. Егшап: Arcliiv. т XX, стр. 168.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz