Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

142 такъ какъ Радаенъ-Ат1пе, хотя и считался верховныжъ управителемъ, но ни въ чемъ свое управлете не проявлялъ, такъ какъ все, что требовалось по управление ипромъ ведалось богами другихъ разрядовъ, пи въ какихъ отиошешяхъ къ Ра;цену-Атч1е не стоящихъ. Даже само твореше Mipa было поручено Рад1ену-Юедде. Но язычесйя представлешя ло­ парей, повидимому, не могли примириться съ т'Ьмъ понн'йемъ, что творцомъ Mipa былъ не тотъ богъ, которому эта деятельность приписывалась прежними в'Ьровашями и вотъ народное воображеше ваставляетъ Рад1ена-Шедде отказаться отъ творетя Mipa и пору­ чить другому божеству, именно, Мадератье. Однимъ словомъ, повидимому, лопари, вынулс- денные поставить въ качестве главныхъ божествъ Рад1ена-А'гае и Рад1ена-Шедде и за­ менить ими туманное представлеше объ Юбмел'Ь— не знали сами, какую роль придать имъ, такъ какъ остальные лоиарсйе боги уже имели все свою деятельность, отнять которую у нихъ лопарь не могъ согласиться. Итакъ, два верховный божества лопарскаго Олимпа, считаясь управителями всего, въ сущности для лопарей ничего не делали, и культъ ихъ, какъ ото будетъ ясно изъ последующаго, былъ наименее развитъ. Однако, какъ-бы смутны ни были представлешя лопарей о своихъ высншхъ бо­ жествахъ, они все-таки считали Рад1ена-Атч1е божествомъ добрымъ и медали отъ него лишь хоротаго. Но Рад1енъ-Атч1е ничего самъ не д’Ьлалъ: его дочь Рана-Шейдда или Рад1енъ-Шейдда ваставляетъ каждый годъ расти и зелен-Ьть деревья и траву. Она также судила, по мнешю лопарей н'Ькоторыхъ местностей, умершихъ и отправляла ихъ въ под­ земное царство. По вероватямъ лопарей некоторыхъ частей Лапландш, у Рад1енъ-Атч1е есть жена, и она-то творитъ души для новороягденныхъ д'Ьтей и зв'Ьрей. Некоторые ло­ пари приписывали эту деятельность Рад1ену-Шедде; друпе считали, что Рад1енъ-Юедде печется о томъ, чтобы росъ въ достаточномъ количестве мохъ для оленей, чтобы все живое было невредимо; онъ, наконецъ, считался иногда и хозяиномъ горъ '). В ъ этихъ веровашяхъ, повидимому, сл'Ьдуетъ видеть смешеше Рад1еновъ съ Мадератья и Маде- раккой. Символъ Рад1ена-Атч1е и Рад1ена-Юедде, изображаемый на шаманскихъ бубнахъ, былъ крестъ !), что еще бол'Ье убеждаетъ въ происхожденш в'Ьрованй въ этихъ божествъ подъ вл1яшемъ смутныхъ ионятш о хрисианстве. Первый богъ изъ числа боговъ втораго разряда, боговъ сферъ небесныхъ—это Бейве или Пейве, Шефферомъ называемый просто Sol. Это богъ солнца или, лучше ска­ зать, само солнце. Будучи однимъ изъ самыхъ главныхъ боговъ, им'Ьвшихъ столь важ­ ное значеше для лопаря—этотъ богъ имелъ и чрезвычайно развитой культъ; ему чуть не чаще всехъ приносились жертвы. Это почитате солнца естественно у лопаря, вы- нужденнаго проводить зимше месяцы въ непроглядной тьм'Ь. Св'Ьтило, то правящее м1ромъ впродолжеше полугода, то снова уходящее куда-то на ц'Ьлые полгода— должно было поразить лопаря. Естественно также, что Пейве-богъ благодетельный для лопаря. Въ то время, пока Пейве еще царствуетъ, озаряетъ своимъ светомъ ьйръ, снискиваетъ лопарь себе пропиташе, запасается на зиму. 1) Erman: Arcliiv, т. XX. 355; также Неыировичъ-Данчеико: Страна холода: стр. 495. 2) А. Егшап: Arcliiv. т XX, стр. 168.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz