Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

140 Естественно, что подобнаго рода заимствовашя были не повсеместны, что въ то время, когда лопари одной местности уже вч, X V II в. переименовали своихъ боговъ ио скандинавски, лопари другой местности еще до конца X V III стол'Ьтя сохраняли древшя лопарсгая назвашя для своихъ божествъ. Однако, не смотря на то, что до насъ дошло множество св'Ьд’Ьтй о лопарской ми­ оологш, ошибочно было-бы думать, что эти св'ЬдФ.шя исчерпывают!, лопарсгая религюзлыя представлешя: лить то, что наиболее поражало путешественников!,, заносилось ими на страницы своихъ сочинешй—вдаваться-же въ подробное изслгЬдоваше в’Ьроватй лопарей они не считали необходимым!,. Вотъ почему, не смотря на обшпе данныхъ, сплошь и рядомъ замечаешь и пробелы, пополнить которые теперь решительно не представляется возможнымъ. „Мы знаемъ, говоритъ справедливо Моне, эту религйо почти исключительно по жертвоприношешямъ, сказашя же этой религш намъ въ большинстве случаевъ не зна­ комы" '). Многое могли-бы осветить предашя лопарей— но и они въ настоящее время погибли безвозвратно и приходится мириться съ темъ, что MHorie отделы релипозныхъ веровашй не могутъ быть ни подробно описаны, ни объяснены. Начну изложеше лопарскихъ веровашй съ высшихъ божествъ и духовъ, населя­ ющих!, небо, землю, воздухъ и живущихъ подъ землей, такъ какъ культъ, имепио, этихъ божествъ и духовъ былъ, повидимому, наиболее развить среди лопарей и какъ таковой наиболее подвергся преследование проповедниковъ. Теперь, какъ будетъ видно изъ даль- нейшаго изложешя, онъ исчезъ безслгЬдно и уступилъ хрисианству раньше, тЬмъ фети­ шизмъ и шаманизмъ, которые продолжали свое существоваше довольно долго. Богатый лопарсгай пантеонъ можно разделить на четыре класса, какъ это д'Ьла- етъ Ацерби 2). К ъ первому классу будутъ относиться выссшя божества, именно: Рад1енъ- Атче и сынъ его Рад1енъ-Юедде, называемый иногда и Зюравъ-Рад1енъ. Сюда же от­ носится и дочь Рад1енъ-Атче—Рад1енъ-шейда. Ко второму относятся небесныя божества: Бейве и Айлекесъ-Олмакъ. К ъ третьему— живунця въ воздухе божества: Мадератья,- Мадеракка и Горагал- лесъ, Саракка и Юксъ-Акка, Гизенъ-Олмай, Бадо-Май. К ъ четвертому—боги, живунце подъ землей: Сайво, Сайво-Олмакъ, Сайво-Гуелла, Ябме-Акко; Рота, Фудно, Муббенъ и Пага. Следуетъ перечислить еще боговъ, живущихъ на земл-Ь: это Дейбъ-Олмай (Ол- макъ), Шозе-Олмай (Олмакъ), Шкоторыхъ боговъ одни лопари помещали на земле, тогда какъ лопари другихъ местностей указывали ихъ местожительство, то въ воздухе, то подъ землей. Пока остановимся на перечисленныхъ у Ацерби божествахъ. Свои сведешя, кста­ ти сказать, Ацерби беретъ изъ сочинешя Mnccionapiyca, который, по словамъ Ацерби, говоритъ, что о божествахъ лопарей онъ (Миссюнар1усъ) узналъ изъ устъ самихъ ло­ парей. Это — между прочимъ— наиболее подробный, изъ всехъ мне известныхъ, пере­ чень лопарскихъ божествъ. ‘) Mone: Geschichte des Heidenthums im nordliclien Europa. 1822. I, стр. 38. 2) Acerbi: Reise d. Schweden, стр. 487—490.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz