Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
140 Естественно, что подобнаго рода заимствовашя были не повсеместны, что въ то время, когда лопари одной местности уже вч, X V II в. переименовали своихъ боговъ ио скандинавски, лопари другой местности еще до конца X V III стол'Ьтя сохраняли древшя лопарсгая назвашя для своихъ божествъ. Однако, не смотря на то, что до насъ дошло множество св'Ьд’Ьтй о лопарской ми оологш, ошибочно было-бы думать, что эти св'ЬдФ.шя исчерпывают!, лопарсгая религюзлыя представлешя: лить то, что наиболее поражало путешественников!,, заносилось ими на страницы своихъ сочинешй—вдаваться-же въ подробное изслгЬдоваше в’Ьроватй лопарей они не считали необходимым!,. Вотъ почему, не смотря на обшпе данныхъ, сплошь и рядомъ замечаешь и пробелы, пополнить которые теперь решительно не представляется возможнымъ. „Мы знаемъ, говоритъ справедливо Моне, эту религйо почти исключительно по жертвоприношешямъ, сказашя же этой религш намъ въ большинстве случаевъ не зна комы" '). Многое могли-бы осветить предашя лопарей— но и они въ настоящее время погибли безвозвратно и приходится мириться съ темъ, что MHorie отделы релипозныхъ веровашй не могутъ быть ни подробно описаны, ни объяснены. Начну изложеше лопарскихъ веровашй съ высшихъ божествъ и духовъ, населя ющих!, небо, землю, воздухъ и живущихъ подъ землей, такъ какъ культъ, имепио, этихъ божествъ и духовъ былъ, повидимому, наиболее развить среди лопарей и какъ таковой наиболее подвергся преследование проповедниковъ. Теперь, какъ будетъ видно изъ даль- нейшаго изложешя, онъ исчезъ безслгЬдно и уступилъ хрисианству раньше, тЬмъ фети шизмъ и шаманизмъ, которые продолжали свое существоваше довольно долго. Богатый лопарсгай пантеонъ можно разделить на четыре класса, какъ это д'Ьла- етъ Ацерби 2). К ъ первому классу будутъ относиться выссшя божества, именно: Рад1енъ- Атче и сынъ его Рад1енъ-Юедде, называемый иногда и Зюравъ-Рад1енъ. Сюда же от носится и дочь Рад1енъ-Атче—Рад1енъ-шейда. Ко второму относятся небесныя божества: Бейве и Айлекесъ-Олмакъ. К ъ третьему— живунця въ воздухе божества: Мадератья,- Мадеракка и Горагал- лесъ, Саракка и Юксъ-Акка, Гизенъ-Олмай, Бадо-Май. К ъ четвертому—боги, живунце подъ землей: Сайво, Сайво-Олмакъ, Сайво-Гуелла, Ябме-Акко; Рота, Фудно, Муббенъ и Пага. Следуетъ перечислить еще боговъ, живущихъ на земл-Ь: это Дейбъ-Олмай (Ол- макъ), Шозе-Олмай (Олмакъ), Шкоторыхъ боговъ одни лопари помещали на земле, тогда какъ лопари другихъ местностей указывали ихъ местожительство, то въ воздухе, то подъ землей. Пока остановимся на перечисленныхъ у Ацерби божествахъ. Свои сведешя, кста ти сказать, Ацерби беретъ изъ сочинешя Mnccionapiyca, который, по словамъ Ацерби, говоритъ, что о божествахъ лопарей онъ (Миссюнар1усъ) узналъ изъ устъ самихъ ло парей. Это — между прочимъ— наиболее подробный, изъ всехъ мне известныхъ, пере чень лопарскихъ божествъ. ‘) Mone: Geschichte des Heidenthums im nordliclien Europa. 1822. I, стр. 38. 2) Acerbi: Reise d. Schweden, стр. 487—490.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz