Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

139 м'Ьстно уживались ю, уме лопаря и наложили на его миоологно своеобразный отпечатокч., если можно такч> выразиться, отпечатокч. тройственности. Между т'Ьмъ Muorie писатели усматривали лишь одну сторону в'Ьровапш лопарей и преимущественно фетишизмъ, или еще чаще шаманизм-ь, не отт 'Ь н я я , даже подчасъ вовсе не указывая на друпя не менее характерный черты лопарскихъ релипозныхч, представлетй. Такое одностороннее осв'Ь- щете подавало неоднократно новодт, кч>совершенно неправильному мн1;нш о веровашяхъ лопарей. Этимъ писателямъ можно сделать тотъ-же упрекъ, который Кастрен'ь д'Ьлаетъ по отношений къ писателямъ о вероватяхч, алтайскихъ народовъ вообще. „Древнейшую собственную религно алтайскихъ народовч,, пишетъ онч>, обыкновенно означали именемч> шаманизма, т. е. религш волшебства. Какч, при названш, такъ и при воспринимали д'Ьла обращалось больше вниматя на внешнюю, видимую сторону, чемъ на внутреннюю сто­ рону и на самую суть дела" *). Кроме боговч. высшихч, есть еще делая масса низшихъ существт,, живущихъ и реющихъ повсюду, и въ воде, и въ воздухе, и въ лесахъ, и ягелевыхъ равнинахч,, — существч,, которыя могутъ быть одинаково и благодетельными, и вредными для лопаря. Масса великановъ населяетъ леса и равнины Лапландш, похищаетъ лопарскихч. детей и съедаетъ ихъ. И такихч, низшихъ божествъ въ лопарскомъ пантеоне больше, чемъ выс­ ших!. боговъ, и низшихъ бо?кествъ лопарю приходится бояться больше, чемъ высгаихъ. В ъ виду огромнаго количества божествъ, лопарю приходится приносить часто и много гкертвъ своимъ невидимымъ богамч>, закалывать животныхъ передч. своимъ фетишемъ и мазать последняго жиромъ и кровью жертвеннаго животнаго, приносить жертвы и для прокормлешя предковъ на томъ сеете. Отсюда хорошо разработанный жертвенный ри- туалъ, видоизменяюпийся по темъ божествамъ, которымъ приносятся жертвы. Обтцете съ духами усоптихъ, съ духами, населяющими землю и воду, и воздухъ— ведетч.' къ развитно волшебства, кч> образованно съ течен1емъ времени це.лаго класса шамановт» -колдуновч>, npieM4> въ которые сопровождался подчасъ рядомъ обрядностей. Колдовство сильно развилось у лопарей и сделало ее по истине „мрачной страной чаро- деевъ“— распространившей о себе славу на далекое пространство, славу, дошедшую и до Москвы и до столицъ западно-европейскаго Mipa, породившую много разсказовъ, на­ чиная со временъ Калевалы и почти что до настоящаго времени. Нечего и говорить, что лопарская миоо.топя имеетъ много сходства съ финской, что родство народностей великаго финскаго племени сказалось здесь больше, чемъ вч> другихъ отногпетяхъ, даже больше чемъ въ физическомъ типе лопарей многихъ мест­ ностей. Не только обгщя черты миоологш разныхъ группъ финновъ схожи съ лопарской миеолопей, но даже частности, какъ напримеръ, назватя божествч>, иногда почти тож­ дественны. Но не все сходства объясняются лишь родствомч, племеннаго происхождетя— много, повидимому, и заимствовали лопари у своихъ соседей и не только у родствен- ныхъ имъ кореловъ и тавастовъ, но и у скандинавскихъ своихъ соседей, иричемъ за- имствоваше было настолько значительно, что даже нодчасч> нащональныя имена лоиар- скихъ божествъ заменялись скандинавскими назватями. l) A. Castren: Vorlesungen flber die finnisclie MytUologie, p. 1. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz