Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
139 м'Ьстно уживались ю, уме лопаря и наложили на его миоологно своеобразный отпечатокч., если можно такч> выразиться, отпечатокч. тройственности. Между т'Ьмъ Muorie писатели усматривали лишь одну сторону в'Ьровапш лопарей и преимущественно фетишизмъ, или еще чаще шаманизм-ь, не отт 'Ь н я я , даже подчасъ вовсе не указывая на друпя не менее характерный черты лопарскихъ релипозныхч, представлетй. Такое одностороннее осв'Ь- щете подавало неоднократно новодт, кч>совершенно неправильному мн1;нш о веровашяхъ лопарей. Этимъ писателямъ можно сделать тотъ-же упрекъ, который Кастрен'ь д'Ьлаетъ по отношений къ писателямъ о вероватяхч, алтайскихъ народовъ вообще. „Древнейшую собственную религно алтайскихъ народовч,, пишетъ онч>, обыкновенно означали именемч> шаманизма, т. е. религш волшебства. Какч, при названш, такъ и при воспринимали д'Ьла обращалось больше вниматя на внешнюю, видимую сторону, чемъ на внутреннюю сто рону и на самую суть дела" *). Кроме боговч. высшихч, есть еще делая масса низшихъ существт,, живущихъ и реющихъ повсюду, и въ воде, и въ воздухе, и въ лесахъ, и ягелевыхъ равнинахч,, — существч,, которыя могутъ быть одинаково и благодетельными, и вредными для лопаря. Масса великановъ населяетъ леса и равнины Лапландш, похищаетъ лопарскихч. детей и съедаетъ ихъ. И такихч, низшихъ божествъ въ лопарскомъ пантеоне больше, чемъ выс ших!. боговъ, и низшихъ бо?кествъ лопарю приходится бояться больше, чемъ высгаихъ. В ъ виду огромнаго количества божествъ, лопарю приходится приносить часто и много гкертвъ своимъ невидимымъ богамч>, закалывать животныхъ передч. своимъ фетишемъ и мазать последняго жиромъ и кровью жертвеннаго животнаго, приносить жертвы и для прокормлешя предковъ на томъ сеете. Отсюда хорошо разработанный жертвенный ри- туалъ, видоизменяюпийся по темъ божествамъ, которымъ приносятся жертвы. Обтцете съ духами усоптихъ, съ духами, населяющими землю и воду, и воздухъ— ведетч.' къ развитно волшебства, кч> образованно съ течен1емъ времени це.лаго класса шамановт» -колдуновч>, npieM4> въ которые сопровождался подчасъ рядомъ обрядностей. Колдовство сильно развилось у лопарей и сделало ее по истине „мрачной страной чаро- деевъ“— распространившей о себе славу на далекое пространство, славу, дошедшую и до Москвы и до столицъ западно-европейскаго Mipa, породившую много разсказовъ, на чиная со временъ Калевалы и почти что до настоящаго времени. Нечего и говорить, что лопарская миоо.топя имеетъ много сходства съ финской, что родство народностей великаго финскаго племени сказалось здесь больше, чемъ вч> другихъ отногпетяхъ, даже больше чемъ въ физическомъ типе лопарей многихъ мест ностей. Не только обгщя черты миоологш разныхъ группъ финновъ схожи съ лопарской миеолопей, но даже частности, какъ напримеръ, назватя божествч>, иногда почти тож дественны. Но не все сходства объясняются лишь родствомч, племеннаго происхождетя— много, повидимому, и заимствовали лопари у своихъ соседей и не только у родствен- ныхъ имъ кореловъ и тавастовъ, но и у скандинавскихъ своихъ соседей, иричемъ за- имствоваше было настолько значительно, что даже нодчасч> нащональныя имена лоиар- скихъ божествъ заменялись скандинавскими назватями. l) A. Castren: Vorlesungen flber die finnisclie MytUologie, p. 1. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz