Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
137 X V I вей ; въ немъ мы читаемъ: „древле быша сш вышереченш родове (лопари) яко звир1е див1е, живуще въ иустыняхъ ненроходимыхъ, въ разс'Ьлииахъ каменныхъ, не имуще ни храма, ни иного нотребнаго къ жительству человеческому, но только живот ными питахуся, зверьми и птицами и морскими рыбами, одежда-же кожа оленей т'Ьмъ бяша. Отсюда Бога истиннаго, единаго и отъ него посланнаго 1исуса Христа ни знати, ни разум'Ьти хотяху, но имъ же когда чрево насытите, тогда бно и Бога си постав" ляше, и аще иногда камнемъ зверя уб1етъ— камень почитаете, и аще палицею поразите ловимое—палицу боготворите, еже и ныне вч, само'Ьдахъ зловер1е закаменелое обре тается, еще и В7>лопарехъ отчасти1 ’). Въ этомъ же роде и те сведетя о вероватяхч, лонарей, которыя мы почерпаемъ изъ жится преп. Трифона:' въ немч, говорится, что ло пари жили „въ нечестш и въ самомъ ноганскомъ идолобеии, яко звери дикш; почи- таху бесовъ, и клаияхуся делу рукъ человеческихъ весьма и боготворяху гады и нощ- ньте нетопыри и иные ползуюпце животные1 !). Подобныя, крайне скупыя сведетя не иарисуютъ никогда религшзныхъ представлетй народа и, если-бы приходилось основы ваться только на нихъ, мы никогда не узнали-бы древнихъ верованШ лопарей. Даже въ X V III веке русская литература о лопаряхъ ограничивается переводами иностран- ныхъ писателей, навязывая такимъ образомъ тогдатнимъ русскимъ лопарямъ взгляды и обычаи ихъ скандинавскихъ соседей. Не то относительно скандинавскихъ лопарей. Сведены, подробный уже, о ихъ религшзныхъ представлетяхъ мы встречаемъ сч, давнихъ временъ. Во всехъ древнихъ оиисатяхъ гаведскаго государства упоминалось и о лопаряхъ, причемъ, главнымъ обра зомъ, обращалось внимате на образъ ихъ жизни и ихъ суевер!я. Миссшнеры, объ- езжавппе лопарскую землю и описывавпне ее, естественно, также, главнымъ образомъ, об ращали внимате на ихъ вероватя, жертвенный ритуалъ, суевер1я и. т. п. Съ X V I— X V II вв. усиливается количество данныхъ. Сведетя эти пополняются путешественниками (учеными и туристами), которымъ также после внешней обстановки лопаря, его костюма и образа жизни, бросаются вч, глаза и ихъ суеверные обряды. Въ X V III веке мы ви димъ тоже самое. Действительно, эти сведетя почти не даютъ намъ извесйй о жизни и вероватяхъ лопарей до просвещетя ихъ хрисианствомъ, но писатели за 300 лете до нашего времени застали, благодаря малому успеху хрисианства въ то время среди лопарей, ихъ вероватя, повидимому, мало измененными, мало тронутыми. В ъ то время живы были нредставлешя о древнихъ богахъ, имъ приносились еще жертвы, шаманскй бубенъ былъ въ полномъ употреблены, такъ что благодаря этимъ сведешямъ, мы мо- жемъ, откинувъ наносный элементъ, возстановить довольно подробную и верную кар тину пре?книхъ верованй. Кроме того можемъ проследить, какъ постепенно падало и разбивалось подч, напоромъ хрисианства древнее м1ровоззрете лопаря. Но не имея почти никакихъ известй о миоологш русскихъ лопарей, имеемъ-ли мы право навязывать имъ миеологио ихъ скандинавскихъ соседей? Конечно нетъ, если- бы мы стали говорить о религшзныхъ представлетяхъ скандинавских!, лопарей за такой- *) Дергачевъ: ГГодр. оп. лопарской земли, въ Арх. Г. В. 1869 г., № 64. 2) Ж . М. Н. Пр. 1868. ч. 139. Шестаковъ: Просветители лопарей: 0еодоритъ и св. Трифонъ, стр. 247.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz