Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

IV, О древней религии лопарей и о сл'Ьдахъ древ- нихъ В'Ьровашй среди современныхъ русскихъ лопарей. Обпця зам^чанш. Д-Ьлете божествъ на главный и второстепенный. Четыре разряда главпыхъ божествъ. Рад1еиъ-атч1е, Рад1еыъ-1йедде, Юбмелъ, Рад1енъ-Шейда. Пейве (солнце). Следы Bipo- вапШ въ солнце, солнцевыхъ сестеръ,1мать, жену и солпцеву дочь среди современныхъ рус­ скихъ лопарей. Айлекесъ-Олбмакъ. Айеке и Арома-Телле совр. русск. лопарей. Сторыонкаре. За­ мена отихъ главныхъ божествъ второстепенными. Сл'Ьды вйрованШ въ нихъ среди совр. русск. лонарей. Мадератча, Мадеракка и Саракка. Подземный божества. Веровашя въ подземную страну среди совр. русск. лопарей; представлетй ихъ о душе, аде и рае. В-Ьровашя въ духовъ водъ, горъ и. т. п., «духовъ-чарод'Ьевъ». Веровашя въ Сталлоу древннхъ и совремеппыхъ лопарей. Идо­ лы у лопарей. Жертвоприношешя. СледыжертвопрпношенШвъ настоящее время. Древше обряды перекрещивашя аопарскимъ именемъ> и «именемъ нредиа>. Сейды. Сл'Ьды в1>рованШ въ сей- довъ у совр. русск. лопарей. В'Ьровав]'я въ черта у древнихъ и современныхъ лопарей. Празднова- uie субботы и понлопеше месяцу. BipoBaniji въ сЬвер. ciaimi у древ, и совр. лопарей. Почитаще медведя. Веровашя въ волкаи н^котор. др. животныхъ. Суев^рш современныхъ лонарей. Нойды (шаманы-колдуны) и знахари у др. п совр. лопарей. Выводы. „Лопари —добрые христиане1, „церкви и часовни иосЬщаютъ усердно1, къ „церкви прилежатъ1 и. т. д. свид'Ьтельствуетъ и большинство совремеппыхъ писателей о Ланлан- дш и большинство м’Ьстныхъ жителей. Въ этихъ словахъ есть доля правды и даже огром­ ная доля—посколько принимать эти слова въ ихъ буквальномъ значеши. Действительно, лопари и церкви иос'Ьщаютъ усердно; pyccuie лопари къ тому же усердно ставятъ и свечи передъ иконами и соблюдаютъ посты; некоторые изъ последнихъ знаютъ и ту или другую молитву,— но ошибся бы тотъ, кто иодумалъ, что лопари pyccuie, но крайней мере, восприняли въ себя хриспанство и понимаютъ его шире простаго исполнешя об­ рядностей, что они относятся къ нему не только формально. Скаидинавсие лопари, въ этомъ отношенш, стоятъ гораздо выше—они могутъ быть названы не только „добрыми1, но еще и „грамотными христианами1, эпитетъ, ко­ торый, не нарушая справедливости, никакъ нельзя придать русскимъ лопарямъ. Суеверш у скандинавскихъ лонарей гораздо меньше, чемъ у ихъ русскихъ собратШ, отношеше къ церкви гораздо сознательнее. Это объясняется темъ, что сама пропаганда хрисианства велась въ Скандинавш за последнее время, какъ сказано уже выше, гораздо разумнее, чемъ въ русской Лапландш. Однако не только тотъ, почти что блестящй, результата, котораго достигли на­ ши скандинавсие соседи въ деле проповеди хрисианскаго учешя среди лонарей'—но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz