Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
проходить же въ глубь страны, въ погосты уже оттого не имеете смысла, что погосты, какъ я уже говорилъ, летомъ необитаемы. Не то зимой: сообщеше съ Колой и Архан гельском!, поддерживается черезъ Кандалакшу. Bet, кому нужно по какому-либо делу пройти въ погосты, доезжаютъ до Кандалакши, а оттуда уже совершаютъ на оленяхч, свои поездки внутрь страны, либо проезжая Колой, либо минуя ее. Но и зимой кроме м'Ьстныхъ чннОвниковъ почти никто не проезжаете. Лишь къ весне, когда снеп> еще не стаялъ, тянутся вереницы поморовъ, направляющихся отъ своихъ селенш на Беломъ море, въ Лапландно, чтобы добраться до становшцъ па Мурманскомъ берегу. Дойдя до ст. Разповолоцкой, поморы кончаютъ свое пешеходное, длинное путешемтае, отдыхаютъ немного и затемъ лопарями пе ревозятся частью въ Колу и дальше, частью прямо въ становища, не заезжая въ Колу. В ъ виду того, что промыгаленниковъ проходите ежегодно очень много, то не смотря на низкую плату, которая берется запровозъ, лопари въ общей сложности получаютъ довольно значительный доходъ отъ этого занятая: Такъ, по даннымъ Дергачева, обпцй доходъ отъ извозничества равнялся въ годъ 2810 р., а по сведешямъ, добытымъ мною: въ 1883 г ................ 3805 р. 50 к. „ 1884 .................. 5800 „ — „ „ 1885 .................. 5890 „ — „ „ 1886 „ ............. 2298 „ - „ Итакъ въ общемъ доходъ отъ извозничества увеличился, если не считать 1886 г., более чемъ въ два раза, что моя;ете быть, объясняется темъ, что лопари за нровозъ промыш ленника стали брать дороже. Чемъ объясняется .падете дохода съ извозничества за пос- леднй 1886 г. сравнительно съ п р е д ы д у щ и м ъ годомъ более, чемъ въ 2’Л раза—я узнать на месте не могъ. Далее лопари занимаются темъ, что караулятъ становища: когда въ августе все промышленники покидаютъ свои становища, они оставляютъ въ амбарахъ и снаряды, употребляемые при ловле, и шняки, и соль, и хлебч, и. т. п.; для охранешя всего этого они нанинаютъ лопарей, которые и я;ивутъ въ стане, пока ледъ не загородите входъ къ нему. После этого они уезжаютъ и лишь время отъ времени щнезжаютъ по оче реди осматривать вверенное ихъ охране становище. Этимъ занимаются преимущественно лопари, ногосты которыхъ лежатъ въ недалекомъ разстоянш отъ моря, именно лонари Печенгсйе и Воронежсгае. Кроме того, лопари занимаются еще рубкой леса и дровъ, судостроешемъ, вы делкой кожъ и иредметовъ изъ бересты. Лесъ и дрова рубятся лопарями для колянъ и доставляются лопарями-же въ Колу. Этимъ занимаются главнымъ образомъ лопари Но- тозерскаго, Сонгельскаго и Кильдинскаго погостовъ. Заработок!., получаемый лопарями за это, крайне скуденъ: не свыше 1.000 руб. среднимъ числомъ въ годъ. Судостроеше составляетъ занятае преимущественно Экостровскихъ лопарей, кото рые летомъ делаютъ неболышя лодки (карбаса), тройники и шняки. Въ виду малаго ко личества заказовъ выручка крайне незначительная. По сведешямъ Дергачева въ годъ получается отъ этого занятая до 200 руб.— вч, настоящее время, насколько мне извест но, и того меньше. Дублев 1 емъ кояги занимаются почти все лопари, но лишь очень незначительная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz