Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
ворчивъ руссюй лопарь, въ особенности въ пьяномъ виде, какъ бы онъ ни былъ верующъ въ честность хозяина, но постоянный ошибки не прошли для него даромъ; понялъ онъ давно, что его эксплоатируютъ и обианываютъ и не изъ доброты, или доверчивости идетъ онъ къ хозяину:— если онъ это делаетъ, то лишь оттого, что другого средства сбыть свою рыбу онъ не видитъ и, зная всегда напередъ, что онъ будетъ обманутъ, онъ все- таки идетъ гонимый нуждой. Но при этомъ и самъ онъ старается обмануть хозяина, таи. много разъ нещадно его обманывавшаго, и нриноситъ ему иодчасъ испорченную семгу и дырявый и'Ьхъ, которые онъ и старается навязать хозяину. И винить его за обманъ, строго говоря, нельзя. Не имея средства открыто бороться съ обманывающимъ его хозяином!,—онъ прибегает!, къ хитрости, которая, однако, ему далеко не такъ удается, какъ его же хозяину. И если отъ колянъ и слышишь фразы въ роде следующих!,: что лопари „на обманъ ловки", „въ торгахъ плутоваты", „къ обману склонны", „обманутъ и не увидишь" и т. д., то имъ приходится винить самихъ же себя; не они-ли сами на учили лопаря обману, не сами-ли они поставили его въ такое положеше, когда лопарь вынуждается прибегать къ обману, чтобы выторговать лиштй двугривенный товаромъ или монетой. Однимъ словомъ, и тутъ остаются въ силе слова Шеффера, что лопари „пока чужеземцы обращались съ ними честнее и сами въ торговыхъ делахт, были честны. Когда же ихъ стали обманывать, они, изъ боязни быть обманутыми, сами стали обма нывать1. Если для лопарей главное значеше имеютъ разсчеты съ хозяевами, то немало важную роль играютъ и для лопарей, и для колянъ ярмарки; въ определенные дни съезжаются коляне и лоиари съ разныхъ погостовъ на место, назначенное для ярмарки, и тутъ впродолжеше недели кииитъ торговая деятельность. Коляне привозятъ все-таки водку, сахаръ, ситцы и. т. н. и меняютъ это на шерсть, шкуры оленей, барановъ, дичь, оленей, рыбу и жемчугъ. На деньги торгуютъ мало. Больше всего лопари берутъ водки. Передаю разсказъ лопарки, говорившей мне о такой ярмарке: „Все иьянствуютъ, шштутъ, скачутъ, поютъ, дерутся, мирятся. Коляне тоже пьянствуютъ и маленько спорятъ съ ло парями, но не дерутся. Пьянствуютъ иногда неделю. А когда пыотъ за чье-нибудь здоровье, говорить: юлисть, юлисть (выпей, выпей!) Пьетъ неделю, а после этого лежитъ недели две, ничего не естъ, не пьетъ. Въ это время проклинаетъ водку: „будь она проклята, говоритъ, больше не буду пить11, ну, это до перваго случая. А на ярмарке и женки меняютъ шерсть на наряды, и девки отъ своихъ овецъ шерсть меняютъ на наряды11. Безъ злоупотребленш и здесь не обходится, но они не велики сравнительно съ теми, которыя позволяютъ себе коляне при разсчетахъ своихъ съ лопарями. Чтобы покончить совсемъ съ очеркомъ экономическаго быта лопарей, приведу еще те немнопя занятая, благодаря которымъ лопари получаютъ, хотя и крайне неболь шую выручку. Эти занятая уже совершенно второстепенны и ими занимаются сравни тельно лишь немнопе лопари и далеко не всехъ погостовъ. Изъ этихъ ванятай по доходности первое место занимаетъ извозничество на оленяхъ зимой и на лодке летомъ, по дорогамъ и рЬкамъ, Соединяющимъ погосты. Летомъ проез- жихъ въ Лапландш почти что не бываетъ вовсе, такъ какъ пароходы ходятъ, какъ между всеми выдающимися пунктами, лежащими по Белому морю, такъ и по Северному океану;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz