Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

124 мени въ употребленш у лопарей, и что лишь въ самыхъ редкихъ случаяхъ платятъ имъ деньгами х). Нетъ надобности говорить, что въ конце X V II в., когда иисалъ Шефферъ, н'Ь- мой торговли уже не существовало и причина этого довольно вЬрио указана имъ самимъ: „они (лопари) совершаютъ торговлю не знаками, какъ прежде, а при помощи словъ, такъ какъ между ними встречаются ынопе, которые говорятъ на языке соседей, либо объ­ ясняются съ соседями при помощи переводчиковъ, которыхъ между ними много" 2_). Меновая^ торговля и среди скандинавскихъ лопарей продолжалась чрезвычайно долго и до известной степени существуетъ и по настоящее время, какъ и прежде на ряду съ денежной торговлей, уступая все больше и больше места последней. Но еще въ X V III веке для некоторыхъ местностей меновая торговля была господствующей формой и со­ провождалась опаиваньемъ лопарей и злоупотреблешями. Вотъ что говоритъ путешественникъ прошлаго стол’Ьтш, описывая одну изъ ярмарокъ: „Купцы приносятъ лопарямъ несколь­ ко бутылокъ водки, сахарнаго сиропа, который они получаютъ изъ Стокгольма, сухихъ, сладкихъ пироговъ. Лопари взамЬнъ даютъ имъ сухой трески и другихъ рыбъ, шкуры и сушеное мясо оленей, медвежьи шкуры, меха лисицъ разныхъ цветовъ, горностаевъ и куницъ 3). Въ своихъ торговыхъ сношешяхъ лопари славились своей честностью, такъ Павелъ 1овш передаетъ, что они вели меновую торговлю „съ искреннейшимъ довер1емъ“ . Но, повидимому, въ скоромъ времени эксплоатащя соседями заставила ихъ постепенно пере­ менить свой образъ действш и вотъ уже въ X V II веке Шефферу приходится передать слова Самуила Реена, по которому лопари до того обманываютъ въ торговле и такъ хитры въ этомъ отношенш, что „кто не внаетъ ихъ хитрости, едва-ли будетъ въ состо­ янш избежать быть обманутымъ“ . „Конечно, добавляетъ Шефферъ отъ себя, пока чуже­ земцы обращались съ ними честнее, и сами они въ своихъ торговыхъ делахъ были чест­ ны. Когда-же ихъ стали обманывать, то изъ боязни быть обманутыми, они сами стали обманывать“ 4). Что касается собственно русскихъ лопарей, то давно уже слова, сказанный о нихъ Павломъ Ьжемъ, что они ведутъ торговлю „съ искреннейшимъ довер1емъ“ не приме­ нимы къ нимъ. Уже давно сыпятся на нихъ обвинешя, что „они на обманъ ловки", „въ торгахъ нлутоваты“ , „къ обману склонны1 и т. д. И эти обвинешя не безоснова­ тельны. Насколько вышенриведенныя слова Шеффера, сказанныя имъ собственно приме­ нительно къ скандинавскимъ лопарямъ ХУД в., могутъ относиться и къ русскимъ лопа­ рямъ, будетъ видно изь последующа™ очерка современной торговли русскихъ съ лопарями. Прежде, чемъ говорить собственно о торговле русскихъ съ лопарями, позволю себе коснуться въ двухъ словахъ отношешй представителей великоруссовъ на севере къ лопарямъ. Дело въ томъ, что часть лопарей, какъ только вышла изъ-подъ кабалы Пе- Schefferus. Lapponia, p. 170. и) Ibid, стр. 171. 3) М. Outliier: Journal d’un voyage au Norden, 1736 et 1737. Paris. 1744. 4) SclieU'erus. Lapponia., стр. 176, 177.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz