Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
121 Шефферъ, даже табакъ, который они страшно любятъ. Кроме того лопари продавали свои м'Ьха за серебро и за тпведсия монеты х). Какими способами велась эта торговля въ первыя времена по столкновенш лопарей съ сос'Ьдями— намъ неизвестно. Существуют!, действительно сведешя, что между лопа рями и ихъ соседями торговля велась молчаливо, безъ словъ. Такъ у Павла 1ов1я (пи сателя X V I в.), сообщагощаго сведешя о лопаряхъ со словъ русскаго посла, мы встре чаем!. упоминаше о подобномъ способе торговли: „Лопари, сообщаете онъ, меняютъ меха, отличавшиеся своей белизной, которые мы называемъ горностаевыми, на различные пред меты, однако такъ, что избегайте. всякаго разговора съ купцомъ и даже его вида. Именно, когда сложены въ одно место предметы, которые хотятъ обменять, и оставивъ посредине шкуры, они совершаюте обм’Ьнъ съ замечательной добросовестностно съ не известными имъ и отсутствующими лицами.... это оттого, что это народъ дигай (agrestis), доневероятя подозрительный даже при одномъ виде следовъ чужаго имъ человека и кораб ля “ s). Аналогичное показаше встрф.чаемъ мы и у Циглера: въ чтеши, которое предлагаете Шефферъ, тексте словъ Циглера будетъ следующей: торговлюведутъ при помощи обмена, а ие деньгами и лишь киваньемъ головы, а отнюдь не речью высказывайте свое со- глаие и это не оттого, что у нихъ недостатокъ ума или дигае нравы, но оттого, что они имеютъ языкъ грубый (peculiarem) и незнакомый соседямъ“ 3). Наконецъ Шефферъ даетъ намъ еще свидетельство Герберштейна, ио словамъ котораго у лопарей неизвестно употреблеше золотой и серебряной монеты: лопари довольствуются простым!, обменомъ предметовъ и „такъ какъ не знаютъ чужихъ наречй, то считаются у иностранцевъ почти что немыми". Эти разсказы о немой торговле лопарей съ соседями считаются обыкновенно сказ кой и действительно нельзя доказать, что Павелъ loBiit и друие писатели прошлыхъ ве ковъ пе воспользовались уяге готовой средневековой сказкой и не перенесли ея на ло парей, какъ это они делали неоднократно, описывая внешность и костюмъ лопаря. Но съ другой стороны, если вспомнить, какъ зачинались торговый отношетя у другихъ на родовъ, какъ много свидетельств!, дошло до насъ отъ различныхъ вековъ и о различ- яыхъ народахъ, свидетельствъ, говорящихъ о существованш молчаливой торговли, то и эти сведешя о лопаряхъ сильно потеряютъ свою сказочную окраску и станутъ по мень шей мере возможными. В ъ „Очеркахъ Сравнительной Этнографш и Культуры" г. Кулишера 4) собрано довольно сведешй о меновой безмолвной торговле, начиная съ древняго Mipa. Эти-то сведешя я и позволю себе привести здесь. У Геродота встречается известный всемъ разсказъ о торговле Финииянъ съ жителями Ливш: „Есть въ Ливш страна и народъ ио ту сторону Геракловыхъ столбовъ... Приходя къ нимъ для торговли, Кареагеняне выгружаютъ свои товары изъ кораблей, раскладываютъ ихъ рядомъ на морскомъ берегу, потомъ возвращаются на свои суда и ') Ibid. 2) Ibid, стр. 1G8. 3) Ibid. Стр. 197—200.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz