Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
лопарей съ места на место окажется у нихъ больной, который пе им'Ьетъ возможности ехать съ ними вместе, то лопари „больнаго, часто умирающаго, укладываютъ въ на скоро сложенный небольшой талашъ-в'Ьжу, оставляютъ ему немного воды, провизш и про щаются. Если больной понравится, то съум'Ьетъ найти своихъ, если н-Ьтъ, его т-Ьло, или скорее обглоданная хищниками кости будутъ подобраны на обратиомъ пути и отвезены въ церковь для нредагая, по хриетчански, земле1. Такой обычай, естественно, долженъ былъ появиться въ виду тяжелой кочевой жизни лопаря и къ нему вынуждены были обращаться какъ лопари-оленеводы, такъ и полукочевники-рыболовы. Если принять во внимаше, что лопари, вообще, крайне ласковы другъ къ другу, что, наконецъ, обыкновенно вся семья относится съ заботливостью къ каждому изъ своихъ членовъ, и что лопарь одинъ никогда пе перекочевываетъ, а идетъ со всей своей семьей на свои тони, то еще ясн'Ье станетъ, какъ велика должна быть нужда, заставляющая бросать на дороге товарища, родственника. Конечно, этотъ обычай не повсеж’Ьстенъ. Такъ, наприм'Ьръ, у кольскихъ лопарей обычай бросать больнаго при перекочевкахъ, на сколько мн'Ь известно, не встречается бол’Ье— по лопарь все-таки не будетъ ждать его: онъ и больнаго везетъ съ собой. „Ло паря или лопарку, пишетъ шгЬ о. Константинъ Щеколдинъ, когда придетъ время ехать па другое место, ничего не удержитъ.... исключены во время пере’Ьздовъ ни для кого не бываете". Вольныхъ кладутъ въ кережу и несутъ на рукахъ. Случалось, говорятъ, заключаете о. Константинъ, _что во время дороги... больные умирали. Это и не удиви тельно, если вспомнить, съ какими трудностями сопряжены переходы. Хорошо если не- реходъ совершается, когда сн'Ьгъ еще не растаялъ, когда можно ехать на оленяхъ—• тогда лопарю и здоровому и больному легче и этотъ переходъ они совершаютъ весело. Вотъ какъ описываете такого рода пере'Ьздъ г. Дергачевъ: „При крикахъ ги, го, ге, понуждающихъ оленей, лопари выезжаюте изъ погостовъ длинной вереницей. Каждое семейство, составляя особый по'Ьздъ, 'Ьдетъ къ заранее условленному месту, не разби рая пути, и дорога для лопарей идетъ тамъ, где онъ едете: заблудиться ему нетъ опа сности, потому что пустыни ему также знакомы, какъ улицы города. Олени спокойно мчатся по глубокому снегу... лопарь-же, свесивъ правую ногу на левый край кережи, заботится только о сохранены равнове<ля шаткаго своего экипажа... тянется длииной вереницей обозъ маленькихъ санокъ, за ними олени съ навьюченными спинами. На этихъ санкахъ и выокахъ все движимое имущество лопарей, между которымъ торчатъ тамъ и сямъ детсюя головки. По бокамъ идутъ кучками лопари и лопарки, весело разговаривая; дети резвятся и шпыряютъ между взрослыми. mecTBie это растягивается версты на две"1) Но далеко не всегда перекочевка лопаря представляете такую веселую привлекательную картину, даже и въ томъ случае, если снегъ не стаялъ еще. Когда въ оттепель при ходится лопарю но колено идти въ снегу то на гору, то подъ гору, попадая въ огром- ныя лужи, когда ему приходится переходить черезъ шатий ледъ рекъ и озеръ, рискуя погибнуть самому и погубить и семью, и имущество, веселаго мало въ такомъ переходе. Когда летомъ, въ жару, подъ палящимъ солнцемъ, ему приходится бороться съ остер- 1) Русская Маалавдш. Этнография лопарей, стр. 9—10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz