Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

118 дальше отъ погостовъ. Изъ 123 озерныхъ и рЪчпыхъ топей лишь 37 находятся на раз- стояши 10 верстъ отъ погоста, 23 на разстоянш отъ 10 до 20 верстъ; следовательно целая половина тоней, числомъ 63, находится на разстоянш больше 20 верстъ; причемъ есть тони, находящаяся на разстоянш 100— 150 верстъ. Если принять во внимаше неудобство путешееттая по Лапландш, необходимость обходить пороги, наконецъ то, что лопарю приходится идти со всеми принадлежностями промысла, то стапетъ вполне ионятнымъ, что лопарь и не можетъ поступать иначе, какч, только переселяясь окончательно на все время лова на свою тоню. Если руссгае крестьяне, имеюпце землю верстъ за 15— 20 отъ деревни, нредпочитаютъ, если у нихъ продолжи­ тельная работа на этой земле, уходить туда на целую неделю, какъ это делаютъ между нрочимъ крестьяне Пудожскаго уезда, Олопецкой губернш, и только но праздиикамъ воз­ вращаться домой, то что же долженъ делать лопарь, у котораго въ распоряженш нетъ лошади, какъ у русскаго крестьянина, нетъ ни телеги, однимъ словомъ нетъ ничего кроме утлой лодочки, которую ему же приходится сплошь и рядомъ волочить за собой, если порогъ преграждаете ему путь; да и дороги крайне неудобны подчасъ не только для прохода съ кладыо, но даже и безъ нея. Конечно, эта кочевая жизнь, занимающая у лопаря почти что 3Д воего ''ода, не можетъ не отразиться вредно на его здоровье. В ъ пырте онъ какъ-ни-какъ, а пользуется все-таки кое-какимиудобствами, дымъ не естъ ему глаза и въ пырте не бываетъ такъ сыро и холодно, какъ въ его веже, въ которой онъ вынужденъ жить, не имея средствъ по­ строить себе жилище получше, на местахъ своего лова. Многие болезни, сводяшдя не одного лопаря въ могилу, огромная смертность детей можетъ объясняться именно этими неудобствами, съ которыми сопряжены какъ сама дорога отъ тони до тони, такъ и жизнь въ вечно дымной веже. Между нрочимъ поставленные въ необходимость совершать, эти перекочевки, стремясь выгодать лишшй день на дороге, чтобы раныпе прибыть на место производства промысла, лопари не щадятъ ни больныхъ, ни детей. Давно уже известно про лопарей, что, если во время перекочевки, кто-либо у нихъ заболеете, они оставляютъ его на произволъ судьбы. Мнопе писатели, въ томъ"числе и въ XVIIIb. Гегстремъ упоминаетъ объ этомъ обычае: если кто-нибудь изъ лопарей, пишете онъ, захвораетъ зимой, они его при своихъ переходахч. всюду таскаютъ съ собой. Но летомъ они его оставляютъ на своемъ прежнемъ месте жительства, если они не уезжаютъ осо­ бенно далеко. Если больной— лицо, пользующееся у нихъ уважешемъ, они приставляют!, къ нему для уходаребенка. Если же это работникъ, или работница, или вообще лицо, уважешемъ среди своихъ не пользующееся, то они оставляютъ ему лишь дровъ и нищи, и больной лежите иногда такъ по нескольку месяцевъ и никто его пе навещаете г). Этотъ обычай, записанный въ X V III в. и перешеднпй во мнопя описашя лонарей какъ русскихъ, такъ и скандинавскихъ, не потерялъ и до сихъ поръ своей силы, по крайней мере, въ не­ которыхъ частяхъ Лапландш. Такъ Д. Н. Бухаровъ2) сообщаете, что у пограничныхъ лопарей, между прочимъ этотъ обычай еще въ силе: и если вч. моментъ передвижегая !) P. Hogstrom, стр. 157. 2) Д. Н. Бухаровъ. Поездка ио Лапландш, 1688, стр. 284.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz