Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
107 къ стаду— безразлично, будетъ-ли это челов'Ькъ, или хищный звЬрь. Въ это время лопари обыкновенно не берутъ важенокъ у ирвасовъ. Если захотятт, холостить, то стараются издали поймать ирваса веревкой и тотчасъ-же, поваливши его, перекусывают!) и надламы- ваютъ ему детородные органы. Собирает!, лопарь своихъ олепей при помощи колокольчика и своихъ собакъ. Отправляясь искать оленей, лопарь беретъ въ руки колокольчикъ и когда собака доводит!, его до м'Ьста, откуда олени уже недалеко, лопарь начинает!, звонить. Олени бЛгутъ на звукъ колокольчика; отстающих!,, или уклоняющихся въ сторопу, под- гоняетъ собака. Когда, наконецъ, олень покажется, лопарь начинает!, кричать и становится къ нему въ профиль: „тогда олень, говорятъ лопари, видитъ лицо человеческое;“ если-же стать къ нему прямо лицомъ, онъ пе узнаетъ человека и б'Ьжитъ прочь. Оленей npiy- чаютъ къ езде, по ято дается лопарю пе легко: Д. Н. Бухаровъ описываетъ пря чете олепей къ упряжи следующим!, образомъ: „въ начале ихъ обыкновенно привязы- ваютъ длинного веревкой къ тонкому стволу бересты. Стараясь высвободиться олени силь но быотся и мечутся и когда, наконецъ, устанутъ, то вместо дерева къ веревке привя зывается пулькъ (лопарсше сани) и веревку эту постепенно укорачивают!,, пока пе удаст ся, наконецъ, занречь оленя, какъ следуетъ. Кочукнще лопари, неим-Ькмще, большей частью, возможности сами заниматься этимъ кропотливымъ д'Ьломъ, отдаютъ своихъ оленей для выездки осЬдлымъ. “ Зиачетемъ оленей въ жизни лопаря объясняется и то, что большинство назватй месяцев!, (мане) стоятъ въ связи съ олепеводствомъ. Гегстремъ, сообщающй о лопар скомъ календарь, указываетъ, что годъ у лопарей начинается съ января. У русскихъ ло парей онъ начинается съ осени; годъ начинается съ того дня, когда впервые покажется месяцъ посл’Ьдтй до 29-го Августа. Въ этомъ ггрхуроченш новаго года къ осени нельзя не видЬть вл 1 ятя православ1я на русскихъ лопарей. Сопоставляю св'Ьд'Ьтя о назваши месяцев!, Гегстрзма 2) со своими. Собранныя мною св’Ьд'Ьшя подтвердились для Пазр'Ьц- кихъ лонарей свед'Ьтями, доставленными мне о. Константином, Щеколдинымъ. 1-й ме сяцъ: у русскихъ лопарей занимающий время отъ конца Августа до конца Сентября— Выуръ. 0. Константинъ Щеколдинъ предполагаете, что это имя ему дано отъ слова т.- ~| уртамв —кортомить, такъ какъ въ это время начинается осеншй промыселъ и мнопе ло пари отдаютъ свои рыболовпые участки въ кортому, аренду. У скандинавскихъ лонарей сентябрь называется Парке „такъ какъ олени меняютъ свою шерсть1. Второй м'Ьсяцъ называется у русскихъ лопарей Книги-мане отъ лопарскаго слова колгагки, т. е. спускать, такъ какъ въ октябре ирвасы отпускаютъ отъ себя важенокъ. У скандинавскихъ ло парей—октябрь называется Ракат „такъ какъ олени идутъ на токъ1. Третй м’Ьсяцъ, начинающейся приблизительно сч, 15-го октября, у русскихъ лопарей поситъ назваше hyps или Яуръ-маие (Яурь, щ рь —-озеро), такъ какъ озера начинают!, замерзать. У скап- динавскихъ лопарей ноябрь— Галко , такъ какъ олени перестают!, бегать. Ноябрь-декабрь у русскихъ лопарей— Пазги-маж (т. е. постный мЬсяцъ), такъ какъ въ это время фи- липповъ постъ. Декабрь скандинавских!, лопарей— Пассатисб-манно , т. е. святой мЬсяцъ. г) Д. Н. Бухаровъ: Доездка ио Лапландш, стр. 282. 2) P. Hogstrcim. Besclireibung ties Lapplandes, pp. 186—187. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz