Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
97 или менее достоверный) о русскихъ лопаряхъ начинаются сравнительно очень поздно. Въ XV I, X V II и X V III вв. для указашя па жилище лопаря наши памятники употребляютъ всегда слово вежа, т. е. шалашъ. Переходъ лопарей отъ кочеваго къ полукочевому или оседлому быту, начавшись довольно давно, продолжается и теперь. Въ Скандинавии лопари, богатые еще стадами оленей, сохраняютъ свой прежшй бытъ и продолжаютъ жить въ шалашахъ, построенных!, по примеру своихъ предковъ. Но стоитъ лишь оленеводу обеднеть, онъ отыскиваетъ себе другое заияие и или ноступаетъ въ работники кч. другому лопарю или, если онъ чело век!, предпршмчивый, переходитъ отъ оленеводства къ рыболовству или звероловству, занятсямъ иногда съ избыткомъ его вознаграждающимъ. „Отыскавъ себе место ио вкусу, говоритъ Кёхлинъ-ПТварцъ !), онъ покидаетъ свою Kata (шалашъ), вечно наполненный дымоиъ, для того, чтобы построить себе хижину изъ бревенъ, съ каминомъ, дверыо и окномъ. Это удобное жилище, въ котором!, ему гораздо лучше, въ скоромъ времени по беждает!, его вкусы кочевника. И, странное дело, продолжаетъ автор!,, эта перемена быта имеетъ известное физшлогическое влшше на это племя. Число ихъ детей увеличи вается и сами черты лица изменяются и отдаляются отъ первоначальна™ типа" 2). Такъ какъ лопарю, обосновавшемуся въ одномъ месте, приходится все-таки уда ляться далеко отъ дома на долгое время, то опъ вследств 1 е этого имеетъ несколько жилищъ: одно хорошее, нрочное-о«едлое, друпя леггая, присиособленныя служить лишь временными домиками. Руссгае лопари (въ среде которыхъ, кроме небольшаго числа филь мановъ, оленеводовъ-иочевниковъ уже пЬтъ), перешедшие къ полукочевому быту имЬютъ также несколько жилищъ и лишг, немяопе оседлые имеютъ только одно жилище3). Разлшпе условш быта и заиягм наложили на эти жилища свой отпечатокъ; жи лища лопарзй варьируются не только ио заняиямъ ихъ хозяевъ и но тЬмъ це.тамъ, для которыхъ они построены, но и вследств1е вл 1 яшя соседей, почему жилища скандинав скихъ лопарей отличаются отъ жилищъ лопарей русскихъ. Не смотря, однако, па все раз- лич!я въ частностяхъ, ихъ можно все-таки разделить на три группы: жилища постоян- ныя, жилища на местахъ производства промысла и походныя жилища. Начну съ скандинавскихъ лопарей, причемъ беру описаше того же Кёхлина- ГПварца, описаше наиболее новое. Дома оседлыхъ скандинавскихъ лопарей построены изъ дерева, образуютъ продолговатый четырехугольникъ, имея съ одной стороны дверь, съ другой окно. Черезъ дверь входишь въ переднюю, шириною до двухъ метровъ; въ этой передней сложенъ почти взсь скарбъ лопаря: бочки, рыболовныя сети, сани, дрова, су шеная рыба, звериныя шкуры, зимтя одежды и т. д. Светъ въ переднюю проникаетъ *) Koechlin-Schwartz. Un touriste en Laponie, стр. 185—180. 2) Прим-Ьч. Еще повое доказательство, что небольшое число дЬтей у лопарей зависитъ, главныиъ образомъ, отъ т-Ьхъ условий, въ которыя ставитъ ихъ кочевая, полная леудобствъ жизнь. Стоитъ ему лишь перейдти вч. мало мальски лучш1я уелов1я, им^ть жилище нисколько лучше—и смертность д1зтей уменьшается, хотя сами ос-Ьдлыя жилища, какъ будетъ видно изъ последующаго, особыми удобствами пе отличаются. 3) Прим-Ьчагие: НЬкотэрые писатели причисляли русскихъ лопарей къ кочевникамъ, но это не совсбмъ спра ведливо, такъ какъ знмшя жилища лопарей являются постоянными. Всл-Ьдств1е этого ихъ Ыздуетъ отнести къ полу- кочевникамъ, какъ и мнопе степные народы, такъ какъ т£ и друпе кочуютъ лишь определенное время года (напр. Букеевскихъ Киргизовъ, см. Алексей Харузинъ: Киргизы Букеевской Орды, вып. I, М. 1889).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz