Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
Что шуба вам^нила собой теплую юпу, очевидно ужъ изъ того, что она выделы вается въ Коле и покупается лопарями готовой. Обращаясь къ мужскому костюму, мы увидимъ тоже сходство. Прежде всего зим няя шапка русскаго лопаря схожа въ общемъ съ шапкою скандинавскою; далее въ обу ви никакой разницы нетъ. Печокъ отличается лишь большей длиной у русскаго лопаря. Юна, какъ сказано, употреблялась и русскими лопарями. Штаны у обоихъ одинаковы. Поэтому откиньте русскую рубаху и платокъ, которымъ pyccuie лопари любятъ [повязывать себе шею, и существенной разницы въ костюме обенхъ группъ не будетъ никакой. Но сравнивая костюмы обеихъ группъ лопарей, мы невольно придемъ къ заклю чение, что скандинавсме лопари сохранили свой нащональный костюмъ въ гораздо более чистомъ виде, чемъ pyccKie ихъ собратья, что в.'пяше скандпнавовъ отразилось на ло- парскомъ костюме гораздо меньше, чемъ B.'iiHHie русскихъ, что скандинавсме лопари п въ этомъ отиотенш оказались более ковсервативны, чемъ pyccKie, каш, .они оказались и въ сохраненш своего быта, этнографическихъ и антроиологическихъ особенностей. Переходя теперь къ жилищамъ лопарей, следуетъ отметить, что истор1я застаетъ ихъ уже умеющими строить жилища; лопари въ это время уже вышли изъ того перюда, когда, но словамъ Дюбена, „имъ служили жилищами иещеры и древесныя ветви". Но жи лища эти были принаровлены къ кочевой жизни лопаря, къ частыыъ перекочевкамъ, ко торыя имъ приходилось делать, перегоняя свои оленьи стада съ места на место. Въ ХУП веке встречается упоминаше лишь объ этихъ шалашахъ; и полное молчаше писа телей о другихъ, более прочныхъ жилищахъ, можетъ служить свидетельствомъ того, что нодобныхъ жилищъ еще у лопарей описываемыхъ местностей не было. Лишь постепенно, съ иереходомъ къ оседлости появляются у нихъ жилища более удобпыя. Это и понятно: перекочевывая, могли ли лопари строить себе дома, переноска которыхъ была бы слиш- комъ затруднительна. Различныя причины, заставиввмя лопарей бросать постепенно свой кочевой бытъ и переходить къ иолуоседлости, или полной оседлости, заставляли ихъ обзаводиться до мами. Но самый этотъ иереходъ совершался крайне медленно и кончился далеко не для всехъ лопарей. Уже въ первой половине X V III века мы встречаемъ упоминаше о ло парскихъ домахъ, и одинъ изъ первыхъ писателей, который говоритъ объ этомъ—это Арвидъ Эренмальмъ, бывнпй въ Лапландш въ 1741 году ‘). В ъ его время этотъ переходъ только что начинался въ посещенной имъ местности, и тогда далеко не все лопари об завелись прочными жилищами. Безспорно эта перемена жилищъ и сопряженная съ нею перемена быта наступала не одинаково для всехъ местностей Лапландш, бевспорно, что тамъ, где обеднеше оленьими стадами началось раньше, и иереходъ этотъ долженъ былъ совершиться раньше. Мол;но также, a p rio ri, сказать, что pyccuie лопари, бросивпие ранее скандинавскихъ свое заняпе оленьими стадами (вследеттае обеднешя оленями), должны были и раньше скандинавскихъ перейти отъ шалашей къ домамъ; но когда наступить для русскихъ лопарей этотъ переходъ—неизвестно, такъ какъ и сами сведешя (более О Arwid Ehreiimalm: Eeise dnrch West- Kordland, naeh der Lappmark Aschle, стр. 404.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz