Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

Сравнивая одежду скандинавскихъ лопарей съ одеждою русскихъ, мы видимъ, что одна мало походите па другую; но если откинуть некоторый части одежды, заим­ ствованный лопарями, почти несомненно, у русскихъ, то окажется, что эта одежда не- тольгго схожа, но почти тождественна у обеихъ лопарскихъ группъ. Многовековая жизнь порознь другъ отъ друга, отсутсттае взаимныхъ отношешй, различ1е зашгпй изменили и внешность лопарей, изменили ихъ языкъ, положили свой отпечатокъ на быте ихъ, но почти не изменили ихъ костюма, такъ хорошо принаровленнаго для холоднаго, су- роваго климата далекаго севера. Постараемся доказать это. Что лопарейй кохт7> (сарафанъ) есть воспроизведев1е русскаго сарафана, за это говоритъ и покрой его и матер1я, изъ котораго онъ делается; далее это сходство вы­ ражается и въ мелочахъ: устройство рукавовъ изъ другой натерш, чемъ весь кохтъ,— обычай, столь распространенный по всей Россш въ местностяхъ, -где сарафанъ не вы- тесненъ еще платьями „францувскаго фасона“.Далее головная повязка лопарскихъ деву- шекъ до поразительное™ схожа съ той перевязкой, которую носятъ кольегая девушки, и употребляемой, кроме того, и во многихъ местахъ севера, напримеръ въ Пудожскомъ уезде, Олонецкой губернш и въ губернш Архангельской.—Что заимствовате лопарями этой повязки у своихъ русскихъ соседей несомненно, въ этомъ убеждаетъ и тотъ фактъ, что собственно лопарскаго слова для этой перевязки не существуете, по крайней мере, у нотозерскихъ и сонгельскихъ лопарей, которые и употребляютъ для означешя ея рус­ ское слово. Что платки, которыми лонари покрываютъ свои головы, есть позднейшая при­ бавка къ костюму, ясно какъ изъ того, что платки всегда русской работыипокупаются ло­ парями въ Коле, такъ и изъ способа, которымъ лопарки надеваютъ его сверхъ своей и безъ того уже покрытой головы. Если лишить лопарку ея кохта, перевязки и платка, она останется въ своей юне, чулкахъ и головпомъ уборе на нодоб1е шлема Аеины. Но юна делается на подоб1е печка, только изъ суьпа и русскш печокъ и юна лишь длиной отличаются отъ „блузы“ , о ко­ торой говоритъ Кёхлинъ-Шварцъ. Итакъ, русская лопарка, безъ примеси посторонняго вл 1 я тя въ костюме, будетъ одета какъ и русскш лопарь—и оба будугъ отличаться въ своемъ костюме отъ своего скандинавского собрата .чишь длиною костюма, но не покроемъ. Наконецъ уже выше упомянуто, что лопарская юпа лишь позже была заменена кяхтаномъ. Уборъ головной русской лопарки схожъсъ уборомъ лопарокъ скандинавскихъ иотличается отъ последняго лишь темъ, что онъ круглее на верху, тогда какъ у скандинавскихъ лопарокъ онъ заканчивается почти острымъ шнилемъ. скихъ, мордовскихъ, чуватскихъ, остядкнхъ и т. п.“. (Изв. Им. О. JI. Е. XXXV, ч. 1, в. 4, стр. 492J, прилагаемые узоры почти вс'Ь им'Ьютъ большое сходство съ узорами шемепъ, населиющихъ ейверныя окраины Pocciir. И по господ­ ству указанныхъ красокъ, и по самому рисунку узоры, помещенные въ таблице, можно скорей. сблизить съ самоед­ скими и остяцкими, также какъ съ алеутскими и даже эскимосскими, ччЬмъ съ корельскими или мордовскими. Пови­ димому. въ отношенш узоровъ лопари скорее примыкаютъ къ северной группе, кольцомъ окружающей Ледовитый океанъ. Въ художественномъ отношенш, они стоятъ гораздо ниже узоровъ финскихъ, въ которыхъ, если мы и видимъ преобладаше геометрическихъ лишй, мотивы гораздо слолсн'Ье и богаче. Что касается узоровъ, которые можно сбли­ зить съ тавастскими пли корельскими, то следуетъ им'Ьть въ виду, что они могли быть заимствованы лопарями отъ упомянутыхъ народиостей, съ которыми лопари сталкивались такъ долго, и вследств1е этого не являются вполне на- u,ioиальио-лопарскими.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz