Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
ныхъ цветовъ, не редко краснаго, съ широкими рукавами, подвязанными у кисти рукъ; рукава иногда делаются и изъ другой матерш, чемъ все платье. На ноги женщины иа- дЪваютъ родъ чулокъ безъ вместилища для ступни; узгае, суконные, они подвязываются непосредственно надъ ступней и нокрываютъ нкры и колена; иадъ коленами они завя зываются; это такъ называемые, но лопарски, неддъ. Головной уборъ женщинъ разнится отъ таковаго же, над'Ьваемаго девушками: замужмя — носятъ шамширъ. Этотъ уборъ состоитъ изъ цилиндра; надъ лбомъ поднимается полувлинсисное возвышеше, нагнутое впередъ, а на затылке такое же полувлинсисное — опускается виизъ. Этотъ остовъ по- поьрывается матер1ей, также чаще всего красной; причемъ матер1я нокрываетъ н верхъ цилиндра. Шамширъ надевается на голову такъ, что волосъ не видно, и украшается бисеромъ, лоскутами разноцветныхъ матерш, подчасъ даже и жемчугомъ. По форме шамширъ, действительно, напоминает!» шлемъ Аоины. Девушки носятъ „перевязки," т.-е. цилиндръ безъ дна, покрытый также, какъ и шамширъ, разноцветной MaTepieft и бисе ромъ; перевязка надевается на затылокъ, такъ что волосы надъ лбомъ видны. И девуш ки и замужгая нокрываютъ еще, сверхъ своихъ головпыхъ уборовъ, головы платками, складываемыми „косынкой" и повязываемыми подъ подбородкомъ; это делается отчасти для защиты отъ ветра и комаровъ— отчасти и для украшетя. Въ ушахъ какъ замуж- т я , такъ и девушки носятъ серьги (пилтыкъ). Зимой костюмъ изменяется. Надевается гона, но лопски мазатъ, шитая на но- доб1е печка, обыкновенно изъ белаго, довольно грубаго сукна; юна спускается до гштъ. При сильнонъ холоде сверхъ этого надеваютъ еще шубу (торкъ), которую обыкновенно покупаютъ въ Ко.тЬ; торкъ делается изъ овчины. На руки надеваются вязаныя рукавицы (вацъ). Что касается женской обуви, то она одна и та же, какъ и у мужчинъ: летомъ оне носятъ нюреньки, зимой яры, или каньги (камнэ). Но употреблеше женщинами яровъ не повсеместно; въ некоторыхъ погостахъ женщинамъ не то, чтобы запрещено, но не въ обычае, чтобы оне носили яры: такъ напримеръ въ Сонгельскомъ погосте женщины яровъ не носятъ, а въ Кильдинскомъ и Ловозерскомъ погостахъ употреблеше ихъ жен щинами обычно. Трудно объяснить этотъ странный обычай. Шею украшаютъ ожерельями. Верещагинъ упоминаетъ еще объ обычае носить лопарскими женщинами свои грудные кресты поверхъ одежды; „тщеславясь одна передъ другою болыпимъ блескомъ и величи ною крестовък, оне „превращаютъ этотъ священный символъ нашего сиасешя въ пустую игрушку". Этого обычая, приведшаго въ негодоваше цитируемаго автора ‘), я заме тить не могъ. Во всякомъ случае, если онъ теперь и встречается, то далеко не по всеместно 2). J) Ibid. стр., 99. 2) Говоря о лопарскомъ костюм^, считаю удобнымъ сказать нисколько словъ о художественныхъ .мо лопарскаго узора. Образцы этого посл&дняго выделены мною въ отдельную таблицу; рисуики сдЬланы съ образцовъ частей одежды, привезеииыхъ А. И. Кельйевымъ и иереданпыхъ имъ въ Московских Политехиичесгай Музей. Друпе образцы узоровъ можно видЬть на таблиц!;, гд'Ь представлены костюмы лопаря и лопарки. Характернымъ для этихъ узоровъ является преобладагпе трехугольниковъ, квадратовъ, ромбовъ, крестовъ и концентрическихъ круговъ съ точкой въ центр-!;. Сочеташе цв'Ьтовъ крайне оригинальное: преобладающ!» краски — черпая, красная, желтая и отчасти голубая (или синяя) и бйлая. Сравнивая эти узоры съ узорами русскихъ соседей лопарей — мы въ нихъ не найдемъ ничего общаго съ последними. Не касаясь некоторыхъ узоровъ, о которыхъ молено сказать вместе съ А. И. Кельаевымъ, что „они заключаютъ въ себ4 веб характерные признаки узоровъ: финскихъ, корель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz