Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

92 которыми вполне довольствовались прежте писатели. В ъ виду недостоверности этихъ передачъ, я перейду прямо къ современному костюму лопарей. Начну со скандинавскихъ. Кёхлинъ-Шварцъ, одинъ изъ последних!» путешественниковъ по Лапландш., они- сываетъ ихъ костюмъ слЪдующимъ образомъ: 1) блуза, нисходящая до колЪнъ, изъ грубой шерстяной материи белаго, синяго, краснаго, чернаго или зеленаго цветовъ, от­ деланная внизу шерстяной тесьмой различнаго цвета, но всегда резко отделяющаяся отъ цвета блузы; воротъ у этой блузы высоки и жестгай. Блуза перехватывается кожанымъ поясомъ, на которомъ виситъ ножикъ, съ которымъ лопарь никогда не разстается. 2) штаны бело-сераго цвета, узие внизу, 3) обувь (comager)—полусапожки кожаные, мяг- Kie, безъ каблуковъ и съ острьтмъ поднятымъ вверхъ поскомъ: въ него забиваютъ траву; чулковъ не носятъ. 4) На голове колпакъ изъ красной или желтой шерсти, иногда закругленный, но чаще четырехъ-угольный—твердый. Зимой они на этотъ костюмъ на- деваютъ второй такой-же, сделанный, однако, не изъ шерсти, а изъ оленьей шкуры, шерстыо наружу. Зимте komager’bi делаются изъ оленьей шкуры, тоже шерстыо наружу, л&тте же делаются изъ шкуры оленя, или коровы. Когда становится слишкомъ холодно, они надеваютъ сверхъ всего этого „нечто въ виде „пальто" съ капюшономъ, что застав- ляетъ ихъ иметь видъ маленькихъ медведей“ . Летомъ носятъ шерстяпыя перчатки; зи­ мой—перчатки изъ оленьей шкуры. Что касается употреблетя белья, то, но наблюдению Кехлина-ПТварца, они носятъ коленкоровыя сорочки—летомъ, которыя на зиму замЬня- ются подоб1емъ жилета изъ овечьей шкуры; надеваютъ ее такч,, чтобы шерсть была обра­ щена къ телу. Женщины, по словамъ того ate автора, одеваются почти также, какъ и мужчины, сч, такой же блузой и штанами (изъ шерсти— летомъ и изъ оленьей шнуры—зимой). Разница въ головномъ уборе: онъ изъ сукна то круглой формы, то „на подоб1е шлема Минервы1. Костюмъ обоихъ половъ настолько схожъ, что Кехланъ-ГПварцъ признается, что онъ часто путалъ ихъ, темъ более, что лопари часто безбороды. Дети, какъ только покидаютъ колыбель, получаютъ тотъ же костюмъ, какъ и ихъ родители. 1). Что касается русскихч, лопарей, то ихч, костюмъ несколько отличается отъ костюма скандинавских!,. Летомъ они носятъ рубаху (пайдъ) обыкновенно ситцевую раз- ныхъ цветовъ и штаны суконные (сарги-пуксъ) узгае, особенно внизу. Эти сарги-пуксъ иногда заменяются штанами также изъ ситца. Поверхъ этого они надеваютъ еще сукон­ ную одежду до коленъ съ рукавами (кяхтянъ), покроемъ и именемъ ясно обнаруживаю- шдй свое родство съ русскимъ кафтаномъ. Головнымъ уборомъ служитъ колпакъ, вязан­ ный изъ шерсти, мяггай, съ острымъ верхомъ, белосераго цвета съ каймой изъ разно­ цветной шерсти, преимущественно красной, желтой и черной; узоръ этой каймы обыкно­ венно представляетъ собой рядъ квадратовъ. На ногахъ летомъ носятъ нюреньки, такъ сказать, туфли изъ оленьей или другой кожи, безъ каблуковъ: въ нихъ такгке, какъ и въ комагеры, набиваютъ травы, носки, какъ и у комагеровъ, заострены и приподняты къ верху. l) Koechlin-Schwartz. Un touriste en Laponie, Стр. 165—167.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz