Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
91 Чай лопари любятъ, по, псл-Ьдстгпе дороговизны его, употребляютъ мало. Богатые кроме чая пыотъ еще сассапарель. Лопари, вообще, едятъ много и довольно часто. Часовъ въ б утра они начинаютъ свой день едой соленой рыбы, сыромъ изъ олепьяго молока, пыотъ, кто можетъ, чай, или молоко. В ъ полдень они об’Ьдаютъ, обедъ состоитъ изъ ухи, соленой, или вареной рыбы; въ 4 часа снова принимаются за пищу и кончаютъ свой день въ 9 часовъ ве чера ужиномъ (экисьверръ), во время котораго едятъ тояге, что и за обедомъ. Если нетъ никакой спешной работы, то после ужина идутъ спать. Пыотъ водку, какъ я ска- залъ уже, много; пыотъ все мужчины, начиная съ 10 летъ, женщины по выходе за- мужъ. Женщины въ употребленш водки не уступаютъ мужчинамъ. Но, какъ я уже ска- залъ, пыотъ редко и, если лопарь уезжаетъ изъ Колы и делаетъ заиасъ водки (бедные не меньше четверти), то онгь и бережетъ ее для самыхъ торжественныхъ случаевъ своей жизни. Изъ этого краткаго очерка пищи лопарей достаточно ясно, что въ общемъ ло пари пользуются пищей хорошей, если не считать техъ бедняковъ, которые вынуягдены ■питаться мукой, смешанной на половину съ сосновой корой, что пища ихъ во многихъ отношешяхъ и лучше, и обильнее пищи не только многихъ инородцевъ, лшвущихъ въ пределахъ Poccin, но и русскихъ крестьянъ многихъ нашихъ уездовъ. Указавч. на внешность и характеръ лопарей и на ихъ численность, перейду теперь къ описание ихъ одеягды, обстановки и экономическаго положетя, чтобы покон- чивъ съ атимъ отделомъ, остановиться на ихъ древнихъ и современныхъ релийозныхъ представлешяхъ и подробностях!, изъ прошлаго и настоящаго быта. Что касается одежды, то.въ этомъ отношенш скандинавсгае лопари отличаются отъ нашихъ. Это не удивительно: каждая изъ этихъ группъ лопарей, имея долгое столк новение съ соседями, совершенно различными по быту, отличающимися другъ отъ друга и костюмомъ, приняли въ рядъ своихъ одеждъ элементы чуждые: скаидинавсгае отъ шведовъ и норвежцевъ, pycciiie лопари отъ русскихъ соседей. Но это различ!е относится, собственно, лишь къ летнему костюму; что яге касается зимняго—онъ почти не разнится у лопарей обеихъ группъ. У преягнихъ писателей встречаются разнообразный онисатя лопарскаго костюма; подчасъ этотъ коспомъ даже роскошенъ: онъ обитъ дорогими мехами, отделанъ золо том!. и т. п. Не останавливаясь подробно на этихъ извеспяхъ, посящихъ больше ха рактеръ сказокъ, приведу слова Ацерби, который считаетъ нужным!, опровергнуть и эти мнетя, какъ и друия мнетя прежнихъ писателей, несогласный съ действитель ностью. „Некоторые писатели, читаемъ мы у него, утверждали, что лопари носятъ укра шенный золотомъ и серебромт. одежды; другае таклге убедительно доказываютъ, что одежда ихъ сделана изъ шкуръ тюленей (Seekiilber) и медведей, и скроены такъ, что лопари смотрятъ въ нихъ зашитыми въ мешки. Но эти мнетя окончательно не верны, какъ и то, что передает!, другой писатель, что женщины въ Лапландш носятъ покрывала, сши- тыя изъ жилъ и внутренностей дикихъ ягивотныхъ“ J). Таковы сказочные разсказы, г) J. Acerbi. Reise Д. Schweden. стр., 443. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz