Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

91 Чай лопари любятъ, по, псл-Ьдстгпе дороговизны его, употребляютъ мало. Богатые кроме чая пыотъ еще сассапарель. Лопари, вообще, едятъ много и довольно часто. Часовъ въ б утра они начинаютъ свой день едой соленой рыбы, сыромъ изъ олепьяго молока, пыотъ, кто можетъ, чай, или молоко. В ъ полдень они об’Ьдаютъ, обедъ состоитъ изъ ухи, соленой, или вареной рыбы; въ 4 часа снова принимаются за пищу и кончаютъ свой день въ 9 часовъ ве­ чера ужиномъ (экисьверръ), во время котораго едятъ тояге, что и за обедомъ. Если нетъ никакой спешной работы, то после ужина идутъ спать. Пыотъ водку, какъ я ска- залъ уже, много; пыотъ все мужчины, начиная съ 10 летъ, женщины по выходе за- мужъ. Женщины въ употребленш водки не уступаютъ мужчинамъ. Но, какъ я уже ска- залъ, пыотъ редко и, если лопарь уезжаетъ изъ Колы и делаетъ заиасъ водки (бедные не меньше четверти), то онгь и бережетъ ее для самыхъ торжественныхъ случаевъ своей жизни. Изъ этого краткаго очерка пищи лопарей достаточно ясно, что въ общемъ ло­ пари пользуются пищей хорошей, если не считать техъ бедняковъ, которые вынуягдены ■питаться мукой, смешанной на половину съ сосновой корой, что пища ихъ во многихъ отношешяхъ и лучше, и обильнее пищи не только многихъ инородцевъ, лшвущихъ въ пределахъ Poccin, но и русскихъ крестьянъ многихъ нашихъ уездовъ. Указавч. на внешность и характеръ лопарей и на ихъ численность, перейду теперь къ описание ихъ одеягды, обстановки и экономическаго положетя, чтобы покон- чивъ съ атимъ отделомъ, остановиться на ихъ древнихъ и современныхъ релийозныхъ представлешяхъ и подробностях!, изъ прошлаго и настоящаго быта. Что касается одежды, то.въ этомъ отношенш скандинавсгае лопари отличаются отъ нашихъ. Это не удивительно: каждая изъ этихъ группъ лопарей, имея долгое столк­ новение съ соседями, совершенно различными по быту, отличающимися другъ отъ друга и костюмомъ, приняли въ рядъ своихъ одеждъ элементы чуждые: скаидинавсгае отъ шведовъ и норвежцевъ, pycciiie лопари отъ русскихъ соседей. Но это различ!е относится, собственно, лишь къ летнему костюму; что яге касается зимняго—онъ почти не разнится у лопарей обеихъ группъ. У преягнихъ писателей встречаются разнообразный онисатя лопарскаго костюма; подчасъ этотъ коспомъ даже роскошенъ: онъ обитъ дорогими мехами, отделанъ золо­ том!. и т. п. Не останавливаясь подробно на этихъ извеспяхъ, посящихъ больше ха­ рактеръ сказокъ, приведу слова Ацерби, который считаетъ нужным!, опровергнуть и эти мнетя, какъ и друия мнетя прежнихъ писателей, несогласный съ действитель­ ностью. „Некоторые писатели, читаемъ мы у него, утверждали, что лопари носятъ укра­ шенный золотомъ и серебромт. одежды; другае таклге убедительно доказываютъ, что одежда ихъ сделана изъ шкуръ тюленей (Seekiilber) и медведей, и скроены такъ, что лопари смотрятъ въ нихъ зашитыми въ мешки. Но эти мнетя окончательно не верны, какъ и то, что передает!, другой писатель, что женщины въ Лапландш носятъ покрывала, сши- тыя изъ жилъ и внутренностей дикихъ ягивотныхъ“ J). Таковы сказочные разсказы, г) J. Acerbi. Reise Д. Schweden. стр., 443. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz