Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
вокъ, или пести ихъ сч, собой, всл'Ьдст 1 ие чего мнопе и умираютъ во время перехода. А болезней въ Лапландш много. Кроме парши, глазныхъ болезней, лихорадокъ здесь гоеподствуетъ сифплисъ, горячки, оспа, тифъ и дефтеритъ. Следсшемъ этого и является, что лопари умпраютъ въ гораздо большемъ количестве, чемъ это было-бы при хорошо организованной врачебной помощи, такъ какъ, повторяю, одинъ врачъ на 2600 кв. м. не можетъ, при всемъ желанш, принести достаточной пользы. Незгдпвительно поэтому, что лопари обращаются за неимешемъ врачей къ своимъ знахарямъ, которые и лечатъ- ихъ своими средствами, нередко лишь усиливая при посредстве ихъ болезнь. О народ- ныхч. способахъ лечетя я скажу подробнее въ своемъ месте. Такъ какъ известно, что на продолжительность жизни и здоровье народа имЬетъ боль шое в.ляте и употребляемая имъ пища, то здесь я думаю коснуться вч, общихъ чертахъ и этого вопроса. Въ вопросе о пищи у лопарей следуетъ отличать пищу, употребляемую ими въ летнее время, отъ пищи, которой они пользуются* зимой. Главное разлггае вч> этомч, случае будетъ заключаться въ употребленш мяса. Зимой лопари почти всегда имеютъ оленье мясо, либо свежее, либо соленое, или вяленое. Летомъ о мясе и речи быть не можетъ, такъ какъ оленей быотъ лишь зимой, и главной тпцей является' свежая рыба, которая въ свою очередь зимой становится реже и заменяется соленой и сушеной рыбой. Хлеба лопари едятъ вообще мало, мнопе не умеютъ и приготовлять его, такч, какч» ло- парсмй очагъ не пригоденч, для печетя хлеба. Поэтому у лопарей въ обычае пригото влять особый видъ лепешокъ изъ теста: въ небольлгомъ количестве воды замЬшиваютъ густо ржаную муку и затемъ получившееся тесто раздавливаютъ въ круглую лепешку и, прислонивъ ее къ каменной плитке, ставятъ къ огню. Когда лепепиа- испечется, ее обмакива- ютъ вч, уху, или горячую воду. Бедные лопари, однако, хлеба почти не едятъ вовсе, вместо хлеба, который богатые лопари покуггаютъ, и лепешки (резки), которые богатые изго- товляютъ на своемъ очаге—бедные лопари скоб.чятъ кору отъ сосны; кору сугаатъ, по- томъ мелко рубягъ, смешиваютъ на половину сч> ржаной мукой и едятъ вместе съ ухой или мяснымъ супомъ. Это такч> называемая „шэць-хутъ“ —сосновая каша. Кроме рыбы и оленьяго мяса употребляютъ вч, пищу и дичь, которой изобилуетъ Лаплащця. Нотозеры птицу, однако, никогда не жарятъ— напротивъ всегда варятъ. Конечно, пища лопарей да леко не всегда одипакова: и вч, данномч, случае нужно отличать будни отч, праздничныхъ дней. Въ будни употребляется обыкновенно соленая рыба (сиги, rapiycbi, кумжа, налимы, окуни, щуки), оленье мясо, пойда (оленье сало). Пойда приготовляется такч,: вокругъ оленьихч, кишокъ обрезываютч, сало, моютч, его и заиихиваютъ плотно вч, кишки, кото рыя затемъ и вешаютч, пока оне не высохиутъ. Употребляютъ вч, пищу также икру рьтбч, (за исключетемч, семужьей икры), которую лопари продаютч, и себе не оставляюгч,: ее смешиваютч, съ масломъ, толкутъ и затемъ жарятъ. Вч, праздники едятч, свежую рыбу и кашу, употребляютч, много соли, которую очень любятч,. Самьшч, праздничншп, кушаньемъ считается кулебяка съ свежей, хорошей рыбой; но она появляется лишь вч, рЬдкихъ и вч, самыхч, торжествеиныхъ случаяхч, даже у богатыхч, лопарей. Вч, постные дни пробавляются ягодами: вороникой, брусникой и морошкой. Мнопе авторы иере- даютъ таклсе, что теревде лопари употребляютч, во время поста куропатокъ, считая ихъ за „летучую рыбу". Этого обычая, въ бытность мою въ Лапландш, я проверить не могч,.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz