Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчет о работах колонизационных отделений Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 г. - Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. - 214 с., [9] отд. л. схем., [17] отд. л. ил.

Из таблицы видно, что заготовка Бергрена развива­ лась полностью только в первые 2 года существования завода. В 1915 году завод был реквизирован по военным обстоятельствам и в 1921 году сгорел. Заготовлялись преимущественно сосновые бревна, ело­ вые составляли всего 1,1% от общего числа. В 1914 году Бергреном заготовлено сосновых бревен: Длина в аршинах. Д и а м е т р в в е р х н е м о т р у б е (в в е р ш к а х ) . Всего. % 4 : 4-/, 5 ■ o'U 6 1 1 67а I 1 77а І і 8 87а 9 97а 7 84j 245 139 1 2 1 - _ _ _ _ 478 0,6 8 89; 386 222 7 704 0,8 9 163 586 339 ■ 1 2 1 - - — — _ — 1.142 1,5 10 2.441 19.259 24.198:13.221 6.826 3.022 1.385 603 270 75 2э; 33 7.1.362 97,1 Итого . . 2.777: 20.476 24.948' 13.236!6.830 3.023 1.386 603 27о| 75 29 33 73.686 100 % 3.7 27,8 33,8 18,0 9,3 4,2 1,8 0,8 0.6 79,6/°/ ■ ; 1 Таким образом, в подавляющем большинстве бревна заготовлялись размерами 10 арш. (97,1°/о) и диаметром в верхнем отрубе 4 % — ЪѴг вершк. (79,6%). По исследованию сбега стволов установлено, что бревна указанных размеров получаются из деревьев толщиною на высоте груди начиная от 6 Уг вершков. С проведением Мурманской ж. д., постройкой города и порта условия сбыта леса изменились самым существен­ ным образом. Если до 1913 г. не существовало сбыта, если Бергрен построил свой завод с единственной целью экспорта за границу пиленых материалов, то в настоящее время возник местный рынок достаточной емкости в лице дороги и порта, перед которыми стоит настоятельная не­ обходимость восстановления сгоревшего лесопильного за­ вода б. Бергрена, для того, чтобы удовлетворять пиле­ ными материалами строющийся город, порт и дорогу и только могущие получиться излишки экспортировать за-гра- ницу. В настоящее же время лес, необходимый для города и порта, привозится по железной дороге из более южных, районов, что, конечно, невыгодно. Водная Как было сказано выше, Нотозерская дача: система, лежит в бассейне Нотозера и р. Туломы с их 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz