Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчет о работах колонизационных отделений Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 г. - Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. - 214 с., [9] отд. л. схем., [17] отд. л. ил.

также весьма поздние весенние и ранние осенние замо­ розки. Кроме того, в период вегетации в июле и августе, большой вред приносят т. н. „морянки"-—жестокие холодные ветры, дующие с Ледовитого океана иногда непрерывно в те­ чение недель, всегда сопровождающиеся холодными и обиль­ ными осадками. Среднее годовоеколичествоссадков-436,5м.м. До 1913 года весь огромный лесной массив Эканомиче- северо-западной части Кольского полуострова, ские ѵсло- - ^ екя лесного оонимающии четыре нынешних дачи: Сонгель- "Ѵозяйства. СКУЮ> Гирвасскую, Нотозерскую и Кильдинскую общей площадью в 2 .253.000 гектаров, не экспло- атировался за совершенным отсутствием сбыта лесных ма­ териалов. Местного лесного рынка не существовало, ис­ ключая крайне незначительного отпуска на местные нужды, выразившегося по данным канцелярии Нотозерского лесни­ чества за время с 1910 по 1913 г. в следующих цифрах: Отпуск из дач НотозерскоГг и Кильдинской. Г о д ы . Бревен разных величин. ' -.— ,Ѵ . Д р о в . Жердей. Кольев. Сосно­ вых Еловых. 1910 . . . 3437 208 1585 к. с. 748 1414 1911 . . . . 1899 14 42 к. с. 311 743 1912 . . . . 2050 102 51 к. с. 71 S00 7386 324 1678 к. с. ИЗО 2957 Все эти материалы отпускались местному населению на основании правил о льготных и безденежных отпусках. Из рассмотрения таблицы ясно, что отпуски носили слу­ чайный характер. Видно, что население в большинстве случаев удовлетворяло свои потребности в лесе самовольно. Зарегистрированные же отпуски относятся исключительно к населению городов Колы и Александровска и поселений безлесных берегов Кольского залива. В 1913 году в 5 верстах к северу от г. Колы воз­ никло первое крупное лесопромышленное предприятие — трехрамный лесопильный завод с производительностью 120.000 бревен в год, основанный шведским подданным А / Бергреном. С этого года началось оживление края. Явились при­ шлые рабочие, главным образом, финны, которые частично 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz