Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчет о работах колонизационных отделений Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 г. - Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. - 214 с., [9] отд. л. схем., [17] отд. л. ил.

промышленным Т-вом“ и „Чупинским Горнопромышлен­ ным Т-вом" („Чупгорн"). Мурманское Горнопромышленное Т - в о - - - частное. Оно было основано инж. К. Л. Островецким, арендовавшим несколько участков для разработки у С. Н. X. Карелии в 1922 г. В конце 1922 г. в Т-во вступило пайщиком Правление Мурманской ж. д., но выявившиеся на практике неудоб­ ства совместной работы с частным предприятием привели к выходу дороги из т-ва. За истекший год Т-во отправило с своих разработок кварца и шпата 81.324 пуда, общей стоимостью 30.591 р. „Чупгорн" — предприятие Сов. Нар. Хоз. Карелли. Чупгорном за истекший год выработано около 160.000 пуд. ■кварца и полевого шпата, но его работа шла всецело вне территории колонизационного отвода, так как, согласно п. в статьи 3 Положения о колонизиции, участки на ко­ торых органами Карелии начата разработка или разведка до издания декрета 25 мая 1923 г., не включаются в к о ­ лонизационный отвод. Слюда добывалась обоими предприя­ тиями в небольшом количестве попутно при разработке шпата и кварца. Мурманское Горнопромышленное Т-во за право ра зра ­ ботки недр на сданных ему участках уплачивает в денеж­ ный колонизационный фонд долевое отчисление, в размере 2°/0 добычи с кварца, полевого шпата и сырой слюды или 1% с обделанной слюды, переводимое в денежный экви­ валент, по цене франко-вагон станция отправления. Расчет по этим исчислениям на 1 октября 1924 г. закончен не был и перенесен на наступивший год. Прекрасные качества кварца и полевого шпата и ус­ пешная работа в крае Мурм Горн. Т-ва и Чупгорна дока­ зали возможность широкого использования кварца и шпата Карелии для фарфорового и фаянсового производства. Осенью 1924 г. в крае начал работу Продасиликат, с ко­ торым в конце года заключен договор на отвод участка для добычи кварца и шпата (участок „Синяя Пала"). Эта работа поставила на очередь вопрос об объедине­ нии работ Чупгорна, Продасиликата и Мурманской ж. д . ; образование из этих организаций мощного объединения и является задачей зимнего периода 1924 — 25 года. В общем надо сказать, что разработка кварца и поле­ вого шпата стала уже на твердые ноги и вскоре вполне сможет удовпетворять всю потребность в них СССР, без 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz