Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчет о работах колонизационных отделений Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 г. - Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. - 214 с., [9] отд. л. схем., [17] отд. л. ил.

Земельных Улучшений для гидравлического расчета канав провести не было возможности. Не имелось также под руками и гидрометрических данных для этого района, так как осушительные работы производились в этом районе впервые. Основанием для принятых размеров канав послужили данные опыта по другим районам СССР. При проектировании, канав приняты уклоны и скорости, которые обеспечивают сохранение торфа и минерального грунта от размыва и выноса отложений. В общем уклон канав колеблется от минимума 0,0005 до максимума 0,005 и в среднем составляет 0,0015 саж. В плотно слежавшемся торфе откосы брались 1 в разжиженном торфе 1 : 1 V», с укреплением местами отко­ сов хворостом, как то имело место на 1-м Западном болоте в Сегеже и 1-м Юго-Западном болоте в Jloyxax. В песча­ ном грунте, в зависимости от его плотности и строения, откосы доходили от 1 : 1 до 1 : Н /а . Большинство болот имеет значительный уклон к водо­ приемникам, вследствие чего для смягчения уклонов и уменьшения скоростей приходилось делать перепады. В Се- гежском районе, например, на Западном болоте № 1 на протяжении 50 саж. сделано через песчано-щебенистую гряду 4 перепада общим падением 1,80 саж. и с уклоном на площадках между перепадами в 0,005 саж. В Сегежском районе дно и откосы перепадов отделы­ вались хворостом, а в Jloyxax и Керети пластинами на мху, с плотной припазовкой и проконопаткой мхом. Уступы перепадов везде укреплялись двумя рядами плетней, захо­ дящих в бока откосов и дно в виде замка, с насыпкой и утрамбовкой торфа с примесью, где это было возможно, глины между плетнями. Канавы делались шириной по дну от 0,20 до 0 ,г5 саж.; ширина 0 ,20 саж. применялась для магистралей неболь­ шого протяжения и боковых канав 1 -го порядка; маги­ стральные канавы, имеющие значительное протяжение, делались шириной в 0,25 саж. Глубина канав колебалась в пределах от 0,35 до 0,75 саж., при чем при расчетах принимались во внимание глубина торфа, характер подпочвы (во многих случаях минеральный грунт), норма осушения (глубина стояния грунтовых вод от поверхности) и возможная осадка болота. Для проектирования осушительной сети по данным изысканий были вычерчены планы болот в горизонталях 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz