Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчет о работах колонизационных отделений Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 г. - Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. - 214 с., [9] отд. л. схем., [17] отд. л. ил.

Встречаются хозяйства, доход которых превышает в два раза указанные средние суммы, а также и более бедные хозяйства, имеющие значительно меньшую сумму приходного бюджета. Доход от сельского хозяй­ ства по Туломе получается от молочного хозяйства и частью от оленеводства ; по Имандре от оленеводства (ло­ пари поселка Бабинского) и молочного скота (финны сел. Ионы). Размеры дохода от лесных заработков находятся в строгой зависимости от обеспеченности хозяйства ло­ шадьми. Чем больше население имеет лошадей, тем больше оно зарабатывает на лесных заготовках. В районе Имандры, где имеется всего лишь 4 лошади (сел. Ионы), этот з ар а ­ боток снижается до минимальных размеров. Наоборот, по Выгозеру, где имеется больше всего лошадей, заработок от лесных промыслов увеличивается до 400 руб., а в отдель­ ных случаях эта сумма доходит до 800 руб. на хозяй­ ство. Рыбные промыслы дают наивысший доход в районе Имандры—-32,4°/0 ; в летний период главным занятием на­ селения этого района является рыбный промысел. По Вы­ гозеру значение рыболовства снижается до ничтожных раз­ меров (12 ,3% среднего дохода на хозяйство). Что же ка­ сается района Туломы, то здесь в среднем на одно хозяйство приходится дохода от рыбных промыслов 150 руб.; в пре­ делах же района имеются значительные колебания зара­ ботка — некоторые хозяйства совершенно не занимаются рыбными промыслами (пригородный район), другие же, на­ оборот, исключительно живут от рыбных промыслов (в районе „Падуна"), где лопари зарабатывают до 600 руб. в лето на хозяйство. Схема ор- Данные почвенно-ботанического и экономиче- ганизации ского обследования земель колонизационного фонда переселен-в 1924 году позволяют наметить схематически ос- ческих хо- новные черты организации хозяйства будущих ко- зяйств. лонистов. Организация хозяйства по Туломе определяется сле ­ дующими факторами; 1 ) наличием запасов сенокосных пло­ щадей, 2 ) рыбными промыслами, 3) лесными разработками и 4) близостью развивающегося местного центра — Мур­ манска. Современное экономическое положение района и бли­ жайшие перспективы развития его позволяют установить две схемы организационного плана хозяйства: 1 ) ското­ водческое промысловое хозяйство, в котором доминирующее значение займет м о л о ч н о е х о з я й с т в о ; лесные, рыбные 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz