Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчет о работах колонизационных отделений Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 г. - Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. - 214 с., [9] отд. л. схем., [17] отд. л. ил.

Северные районы меньше обеспечены лошадьми, чем Выгозерский район; что же касается оленей, то последние распространены исключительно в северных районах. В сред­ нем, хозяйства северных районов имеют значительно больше скота, чем хозяйства Выгозерского района, если даже исключить оленей из общего количества скота. На Туломе за последние годы молочное скотоводство достигло значительной степени развития. В период войны и революции оленеводство сократилось на 3 Д- Не остана­ вливаясь подробно на причинах падения оленеводства, не­ обходимо указать, что сокращение оленеводства в районе р. Туломы,. повидимому, находится в тесной связи с по­ степенным переходом кочевого лопарского населения к осед­ лому образу жизни в зависимости от изменения общих экономических условий. Эта причина и была основной, которая заставила туломских лопарей сменить оленя на корову и лошадь. Одновременно с падением оленеводства отмечается сильное увеличение количества рогатого скота. Об этом красноречиво говорят следующие данные: из общего числа голов рогатого скота 116— на долю молодняка приходится 68 или 58,7%>: местное население весь приплод оставляет на племя, чем сильно форсируется развитие молочного хозяйства. Некоторые хозяйства имеют до 13 голов рога­ того скота. Нужно при этом отметить, что содержание и уход за молочным скотом стоят довольно высоко. Финны, поселившиеся по р. Туломе, принесли с собою культурные и технические навыки в деле молочного хозяйства. Скот­ ные дворы у всех хозяйств теплые; имеются деревянные полы, которые ежедневно очищаются от навоза и моются. При каждом дворе устроены водогрейки. Лопарское и ка­ рельское население быстро переняло от финнов все эти культурные приемы ухода за скотом. Некоторые хозяйства имеют маслобойки, а одно, отдаленное от рынка, приобрело даже сепаратор. Молоко и молочные продукты в районе р. Туломы начинают приобретать рыночное значение (рынок сбыта — Мурманск); а этого вполне достаточно, чтобы молочное хозяйство стало быстрее развиваться. Район оз. Имандры по структуре- рыночных отношений значительно разнится от района Туломы. Здесь нет близко расположенного крупного экономического центра, который мог бы оказывать влияние на перестройку всей системы местного хозяйства. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz