Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчет о работах колонизационных отделений Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 г. - Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. - 214 с., [9] отд. л. схем., [17] отд. л. ил.
Предоставление дороге территории ни в коем случае нельзя рассматривать, как „концессию", данную дороге: дорога является государственным органом, выполняющим на определенной территории цикл органически связанных между собой мероприятий, направленных к всестороннему экономическому развитию края на основе колонизации, причем для выполнения этих обязанностей дороге отпущены не денежные средства, а предоставлена возможность полу чения их путем использования отведенной территории. Прообразом метода железнодорожной колонизации слу жит практика железных дорог Канады, которые вели засе ление предоставленных им земель. При теоретической разработке проекта колонизации района Мурманской дороги этот метод в применении к железным дорогам Севера часто сокращенно назывался „канадизацией". В настоящее время, однако, можно утверждать, что аналогия с Канадой, хотя и существует в схеме колонизационной работы, но раз личие в природных, правовых и экономических условиях Ка нады и Карельско-Мурманского края настолько велико, что следует говорить о совершенно самостоятельном методе и прие мах колонизации, впервые примененных, хотя и построен ных на опыте, как дорог Канады, так и сибирских жел. дор. Ко времени начала практической работы были уста новлены следующие положения, на которых должна быть построена колонизационная работа в Карельско-Мурман ском крае. 1. Колонизация Карельско-Мурманского края не зем ледельческая : зерновое земледелие по природным условиям не может иметь большого развития даже в южной части территории, отведенной дороге. 2. Главным источником существования колонистов дол жна служить промысловая и промышленная работа, но на основе возможных форм сельского хозяйства — молочного животноводства и огородничества; сельское хозяйство я в ляется важнейшим подсобным занятием, обеспечивающим колонистам привычный быт, дающим возможность держать лошадей, необходимых для работ на лесных заготовках, доставляющим значительную часть потребного продоволь ствия и фуража и т. п. Молочное хозяйство может при общем развитии района в южной его части стать впослед ствии основным занятием значительной части населения. 3. Колонизация Карельско-Мурманского края по числу переселенцев не может быть значительной. Необходимо, однако, иметь в виду, что, при крайне редком населении 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz