Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчет о работах колонизационных отделений Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 г. - Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. - 214 с., [9] отд. л. схем., [17] отд. л. ил.

пени регулируется факторами последнего порядка. Ветрьи здесь более постоянны. В общем, климат обследованных районов, несмотря- на расположение Туломского и Имандрского районов наі крайнем севере, не такой уже суровый и холодный, как это принято считать. Приведенные выше цифры, характе­ ризующие температуру и осадки, указывают также, что особенно резкой разницы в климате между Кольским полу­ островом и Выгозерским районом нет. Элегленты Кольский полуостров представляет собою гор- геологии ное плато, перерезанное в разных направлениях: обследо- горными цепями с тундрами (безлесными верши- ванных нами) и отдельными вараками (отдельно стоящими: районов, возвышенностями, покрытыми лесом). Среди гор,, вдоль больших рек расположены долины, что придает ланд­ шафту довольно пестрый и весьма живописный характер.. Современная долина реки Туломы, по данным обследования проф. геологии А. А. Полканова, представляет собой очень- древнюю долину, в значительной мере переуглубленную деятельностью ледников дилювиального периода, которые, эродировали лежащий в основе кристаллический массив по» некоторым преимущественным направлениям, частью несо­ мненно совпадающим с направлением дислокаций разрыв­ ного характера, разбивших твердое основание на ряд мно­ гочисленных глыб. В ряде пунктов по современной долине- Туломы мы находим обнажения кристаллических основа­ ний —от г. Колы до Мурмашей, у порога Сухого, Калепухи' и, наконец, у Падуна, свидетельствующих о геологических, изменениях доледникового периода. Однако, морфология окружающего р. Тулому района характеризуется не однимиг. этими изменениями, но и наличием древних складчатых, цепей и более молодых дислокаций разрывного характера.. В эпоху великого оледенения эта долина заполнилась, ледниками, мощность которых превышала высоты горных массивов. В конце эпохи оледенения, при постепенном, отступании ледников, их место заступало море позднелед­ никовой иольдиевой трансгрессии, и разгружаемый ледни­ ками моренный материал отлагался в пределах описанной древней долины выше уровня современного моря, приобре­ тая, благодаря этому, слоистый характер, как это хорошо- видно по естественному разрезу конечной морены у горы Соловараки у города Колы, моренного холма у Мурмашей„ у Сухого порога, Калепухи, Кривца и друг. Заступавшее шаг за шагом иольдиевое море распространялось по широ- 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz