Гешин, Е. В. Письма о национальностях и областях. Мурманский край // Русская мысль. – Москва, 1912. – Кн. 7. – С. 82-109 (2-я паг.).

ПИСЬМА О НАЦЮНАЛЬНОСТЯХЪ И ОБЛАСТЯХЪ. 107 духовной ночью, насаждая повсюду, гдѣ имѣется человѣчсская жизнь, высоко поставленный школы. Вотъ одинъ изъ сѣверныхъ городовъ Нор- вегіи, Трондгеймъ, и мы видимъ тамъ существующей уже года три по- литехникумъ, обслужнвающій не только сѣверъ Норвегіи, но и всю страну. Вотъ г. Тро.чзэ, находящійся въ одной широтѣ съ нашимъ г. Алсксандровскомъ, но какая разница! Небольшой, всего съ 8—10 ты­ сячами жителей, норвежскій городъ поражаешь васъ своею оживленностью, своимъ изяществомъ, своими громадными домами, конторами, магазинами... Но я упомянулъ о Трондгеймѣ такъ, вскользь, чтобы показать, какую вы­ сокую заботливость проявляетъ маленькая двухмилліоная Норвегія объ образованіи: въ мою задачу не входитъ подробное описаніе культуры на- шихъ сѣверныхъ сосѣдей, попадая въ самые незначительные городишки и селенія которыхъ, вы, увидя высокое, красивое зданіе съ большими свѣтлыми окнами, можете не спрашивать, что это, — вамъ отвѣтятъ (говорю по личному опыту) „это наша школа1. Конечно, мнѣ, случайному, но, смѣю надѣяться, всетаки внима­ тельному наблюдателю мурманской жизни, не приходится декретировать тѣ или иныя мѣры для уничтоженія нашей мурманской хмельной спячки и внесенія въ нее духа живого. Но мы видимъ, какъ люди, оперирую- щіе въ тѣхъ же условіяхъ, въ тѣхъ же краяхъ, достигаютъ относи- тельнаго экономическаго благосостоянія, идя по пути естественнаго развитія своей промысловой техники, доводя ее до возможнаго совер­ шенства, ставящаго ихъ выше силъ природы и дающаго имъ максимумъ возможныхъ выгодъ. И техника диктуетъ свои условія не только сѣ- верной природѣ, но и способу и характеру экономической организаціи промысла. Я говорю о траулерахъ, этихъ пловучихъ крупно-индустрі- альныхъ предпріятіяхъ. Мнѣ скажутъ, конечно, что это является какъ бы апологіей крупнаго капитализма и всѣмъ его отрицательнымъ спутникамъ,—капитализму, порабощающему человѣка и превращающему его изъ свободнаго хозяина въ зависимаго рабочаго. Пусть такъ. Но отъ сколько-нибудь внимательнаго читателя, конечно, не ускользнула та сомнительная самостоятельность мурманскаго хозяина-кустаря, о ко­ торой я въ свое время говорилъ и которая, оставляя ему полную горь­ кой ироніи иллюзію положенія хозяина, въ то же время дѣлаетъ его безпомощно зависимымъ отъ слѣдующаго вверхъ звена въ экономи- чески-іерархической лѣстницѣ всеобщей закабаленности. И вспоминая о ней и ея отраженіи на экономическомъ и культурномъ уровнѣ человѣ- ка, невольно начинаешь скептически относиться къ этой экономической свободѣ мурманскаго хозяйчика, работающаго „на купца“ *) и обога- *) Такъ характеризовалъ мнѣ одинъ изъ этихъ хозяйчиковъ цѣдь своей жизни, ошіеивавшііі ивѣ постановку своего дѣла.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz