Гешин, Е. В. Письма о национальностях и областях. Мурманский край // Русская мысль. – Москва, 1912. – Кн. 7. – С. 82-109 (2-я паг.).
ПИСЬМА О НАЦЮНАЛЬНОСТЯХЪ И ОБЛАСТЯХЪ. 107 духовной ночью, насаждая повсюду, гдѣ имѣется человѣчсская жизнь, высоко поставленный школы. Вотъ одинъ изъ сѣверныхъ городовъ Нор- вегіи, Трондгеймъ, и мы видимъ тамъ существующей уже года три по- литехникумъ, обслужнвающій не только сѣверъ Норвегіи, но и всю страну. Вотъ г. Тро.чзэ, находящійся въ одной широтѣ съ нашимъ г. Алсксандровскомъ, но какая разница! Небольшой, всего съ 8—10 ты сячами жителей, норвежскій городъ поражаешь васъ своею оживленностью, своимъ изяществомъ, своими громадными домами, конторами, магазинами... Но я упомянулъ о Трондгеймѣ такъ, вскользь, чтобы показать, какую вы сокую заботливость проявляетъ маленькая двухмилліоная Норвегія объ образованіи: въ мою задачу не входитъ подробное описаніе культуры на- шихъ сѣверныхъ сосѣдей, попадая въ самые незначительные городишки и селенія которыхъ, вы, увидя высокое, красивое зданіе съ большими свѣтлыми окнами, можете не спрашивать, что это, — вамъ отвѣтятъ (говорю по личному опыту) „это наша школа1. Конечно, мнѣ, случайному, но, смѣю надѣяться, всетаки внима тельному наблюдателю мурманской жизни, не приходится декретировать тѣ или иныя мѣры для уничтоженія нашей мурманской хмельной спячки и внесенія въ нее духа живого. Но мы видимъ, какъ люди, оперирую- щіе въ тѣхъ же условіяхъ, въ тѣхъ же краяхъ, достигаютъ относи- тельнаго экономическаго благосостоянія, идя по пути естественнаго развитія своей промысловой техники, доводя ее до возможнаго совер шенства, ставящаго ихъ выше силъ природы и дающаго имъ максимумъ возможныхъ выгодъ. И техника диктуетъ свои условія не только сѣ- верной природѣ, но и способу и характеру экономической организаціи промысла. Я говорю о траулерахъ, этихъ пловучихъ крупно-индустрі- альныхъ предпріятіяхъ. Мнѣ скажутъ, конечно, что это является какъ бы апологіей крупнаго капитализма и всѣмъ его отрицательнымъ спутникамъ,—капитализму, порабощающему человѣка и превращающему его изъ свободнаго хозяина въ зависимаго рабочаго. Пусть такъ. Но отъ сколько-нибудь внимательнаго читателя, конечно, не ускользнула та сомнительная самостоятельность мурманскаго хозяина-кустаря, о ко торой я въ свое время говорилъ и которая, оставляя ему полную горь кой ироніи иллюзію положенія хозяина, въ то же время дѣлаетъ его безпомощно зависимымъ отъ слѣдующаго вверхъ звена въ экономи- чески-іерархической лѣстницѣ всеобщей закабаленности. И вспоминая о ней и ея отраженіи на экономическомъ и культурномъ уровнѣ человѣ- ка, невольно начинаешь скептически относиться къ этой экономической свободѣ мурманскаго хозяйчика, работающаго „на купца“ *) и обога- *) Такъ характеризовалъ мнѣ одинъ изъ этихъ хозяйчиковъ цѣдь своей жизни, ошіеивавшііі ивѣ постановку своего дѣла.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz