Гешин, Е. В. Письма о национальностях и областях. Мурманский край // Русская мысль. – Москва, 1912. – Кн. 7. – С. 82-109 (2-я паг.).

ПИСЬМА О НАЦІОНЛЛЬНОСТЯХЪ И ОБЛАСТЯХЪ. манца находится въ тѣсной зависимости отъ жизни и обычаевъ этой рыбы, съ которой связано его благополучіе, или, вѣрнѣе, его полуго­ лодное существованіе: средній годовой бюджетъ колонистской семьи со- ставляетъ, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ чиновникъ по крестьян- скимъ дѣламъ А. А. Мухинъ, *) всего 200 рублей. Суровъ Ледовитый океанъ, свирѣпы его штормы, п жизнь, и про- мыселъ мурманца полны опасностей и всякаго рода случайностей, съ которыми ему благодаря ого невѣжоству, его темнотѣ трудно бороться. И дѣпстпительно, вся жизнь, вся дѣятельноеть мурманца проходятъ поді> мнакомъ крайней безпомощности, результата безпросвѣтнаго невѣ- жества и отсталости, налагающихъ свою руку на все: на промыселъ во всемъ его объемѣ, на самый повседневный обиход-:., на нравы и пр. Начну съ техники промысла. Господствующимъ тнпомъ промыслового судна на Мурманѣ является шняка, представляющая большую, до 6 еаж. въ длину и до 1,5 въ ширину, неуклюжую барку, плоскодонную, безпа- лубную, тихую на ходу, плохо слушающуюся руля, съ однимъ прямымъ парусомъ, сшитую деревянными вязками. Строятъ шняки сами же про­ мышленники, не имѣющіе никакихъ познаній по кораблестроение, почему все пригоняется ими на-глазъ. Несмотря на то, что каждый выѣздъ на промыселъ. какъ увидимъ ниже, требуетъ не мепѣе 12 часовъ, на шнякѣ нѣтъ ни каюты, ни печки, и такимъ образомъ промышленники находятся все время на открытомъ воздухѣ, во власти вѣтровъ, дождей. Чѣмъ-то доисторическим!, отдаетъ отъ этого уродливаго, грубаго судна. Мнѣ пришлось послѣ Мурмана побывать въ ІІорвегіи. Здѣсь, въ Христіаніи, я видѣлъ недавно найденный и реставрированный такъ называемый „викингскій корабль1*, пролежавшій въ землѣ около 800 лѣтъ, и, несмотря на такую давность, судно это по сравненію съ нашей шнякой предста­ вляется шедевромъ строительнаго искусства. Немудрено, что благодаря всѣмъ указаннымъ свойствамъ шняки создается значительная, чтобы не сказать рабская, зависимость промышленника отъ состоянія погоды. Со шнякой конкурируешь норвежская ёла,—судно болѣе легкаго типа, луч­ шей парусности, килевое, съ каютой и печью. За послѣднее время въ Норвегіи ёла вытѣсняется болѣе совершенными моторными ботами, по­ чему норвежцы и сбываютъ свои ёлы мурманскимъ промышленникамъ на сравнительно выгодныхъ условіяхъ. Но, по словамь нашихъ про- мышленниковъ, ёла имѣетъ тотъ недостатокъ, что благодаря своей лег­ кой- конструкціи она опасна въ волну, такъ какъ относительно легко можетъ сломаться, поднявшись на гребень волны, или получить благо­ даря своимъ тонкимъ стѣнкамъ пробоину среди камней, въ изобиліи лежащихъ у береговъ. Вирочемъ, промышленники и сами не скрываютъ, !) А . А . Му-тииъ: ,,0 Мурманѣ и Лапландіи'1. 1910 г., стр. 19. 6*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz