Гешин, Е. В. Письма о национальностях и областях. Мурманский край // Русская мысль. – Москва, 1912. – Кн. 7. – С. 82-109 (2-я паг.).

98 Р У С С К А Я М Ы С Л Ь . здѣсь современемъ самъ собою создастся „не только промышленный, но и торговый цеитръ, котораго такъ недостаетъ сейчасъ на Мурмаиѣ, иродолжающемъ быть торговымъ даннпкомъ сосѣдняго Финмаркена и въ частности небольшого городка Вардэ, процвѣтающаго за счетъ рус- скихъ потребителей. Возлагавшіяся въ этомъ отношеніи надежды на г. Александровскъ, къ сожалѣнію, не оправдались; крупный затраты, произведенный въ короткое время на искусственное созданіе этого го­ рода, долженствовавшаго сразу же стать торгово-промышленнымъ цен- тромъ Мурмана, не могли, конечно, устранить такого существенно важ- наго недостатка названнаго пункта, какъ отдаленность его отъ про­ мыслового района и отъ большой морской дороіи“. (Курсивъ всюду автора записки.) ІУ. Говоря выше о техннкѣ лова рыбы на мурманскихъ промыслахъ, я упомянулъ только объ ярусномъ и поддевномъ ловѣ, этихъ кустар- ныхъ способахъ добычи, ни слова не сказавъ о тралловомъ ловѣ, представляющемъ собою организацию типа крупно-капиталистическаго. Но дѣло въ томъ, что, поскольку рѣчь идетъ о р у с с к о м т. промыслѣ, о тралловомъ ловѣ не приходится говорить—его нѣтъ у насъ, если не считать пока незначительныхъ попытокъ, о которыхъ ниже. И въ прп- надлежащихъ Россіи водахъ „траллятъ“ англичане, нѣмцы, но не мы. Они, а не мы, извлекаютъ изъ Ледовитаго океана его громадныя бо­ гатства, о чемъ можно судить по одному уже тому, что въ Англіи имѣется до 2,000 траулеровъ, *) пароходовъ и парусныхъ судовъ съ приспособленіями для тралла, которые появляются у нашихъ береговъ и бороздятъ дно Ледовитаго океана. Я остановлюсь на этомъ способѣ лова, развитіе котораго и у насъ могло бы поставить дѣло мурманскаго промысла на надлежащую высоту и улучшить положеніе промышленника. Траллъ представляетъ собою громадную сѣть, родъ гигантскаго не­ вода, который волочатъ не люди, а сила пара. Помощью особыхъ прп- сиособленій траллъ спускается съ парохода и держится на днѣ, при- чемъ нижній край этой громадной сѣти скользить по дну на особыхъ колесахъ. Благодаря особымъ доскамъ-лопастямъ и сопротивленію воды при движеніи тралла впередъ, сѣть раскрывается и захватываешь, та- кимъ образомъ, на большомъ пространствѣ всю встрѣчающуюся на ея пути рыбу. Спустивъ траллъ, иароходъ идетъ со скоростью четырехъ узловъ въ часъ и волочить его за собою. Одинъ сеансъ продолжается до шести часовъ. Макеимумъ добычи въ одинъ сеансъ до 400 пудовъ. !) Ивъ нихъ около 1,400 ларовыхъ и 600 парусныхъ судовъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz