Гешин, Е. В. Письма о национальностях и областях. Мурманский край // Русская мысль. – Москва, 1912. – Кн. 7. – С. 82-109 (2-я паг.).
96 Р У С С К А Я М Ы С Л Ь . ссуда выдается только по оцѣнкѣ законченнаго постройкой судна, которое и по ступить въ залогъ казны: никакое другое имущество, находящееся у того лица на берегу, невидимому, не принимается въ расчетъ. Такимъ образомъ, чтобы выстроить хорошее судно, промышленнику, колонисту или помору, остается одинъ исходъ—кредитоваться у богатаго кулака, брать деньги подъ высокіе про центы со всевозможными унизительными выкляпчиваніями и продолжительною затяжкою". Такимъ образомъ, какъ видимъ, значсніе этой льготы сводится на нѣтъ, и на самомъ дѣлѣ, какъ мнѣ передавали на мѣстахъ, мѣра эта способствовала не повышенію нашего промысла, а скорѣе наоборотъ, такъ какъ вызвала къ жизни мелкій каботажный флотъ. Болѣе или ме- нѣе состоятельные люди, пріобрѣтая при указанныхъ условіяхъ палубное судно и воспользовавшись дешевымъ казеннымъ кредитомъ (3,8%), употребляютъ его не для промысла, а для торговли, покупая въ Вардэ (ГІорвегія) рыбу и доставляя ее въ Архангельску гдѣ и сбываютъ. Кстати упомяну, что изъ всей трески, поступающей на архангельскій рынокъ, лишь отъ V, до 1/6 поставляется мурманскими промыслами, все же остальное идетъ изъ Норвегіи (Вардэ). Мало обезпечиваетъ промышленниковъ и существующее на Мурманѣ обязательное взаимное страхованіе промысловыхъ судовъ отъ несчаст- ныхъ случаевъ. Не вдаваясь въ подробный анализъ всего временнаго положенія объ этомъ страхованіи, отмѣчу, что (§ 3) страхованію под лежать всѣ мореходныя и промысловыя суда, плавающія въ Ледови- томъ океанѣ и Бѣломъ морѣ, стоимостью не ниже ста рублей. Оче видно, что такимъ образомъ за бортомъ остаются тѣ промышленники, о которыхъ правительство всего болѣе заботится, т.-е. самые мелкіе, кустари, промышляющіе поддевомъ, на карбасахъ, экономически самые слабые, для которыхъ сколько-нибудь серьезное поврежденіе ихъ по суды или снасти равносильно гибели. Затѣмъ, согласно § 4, не выдается вознагражденіе „за незначительный поврежденія, стоимость исправленія которыхъ не превышаетъ 5°/0 оцѣнки судна“. Между тѣмъ незначи- тельныя-то поврежденія встрѣчаются всего чаще, и экономически сла бому промышленнику трудно справиться съ необходимостью сдѣлать исправленія стоимостью въ 5—10 руб. Ему приходится поневолѣ еще болѣе залѣзать въ кабалу. Кромѣ того условіе это, какъ мнѣ переда вали на мѣстѣ, вызываетъ массовыя злоупотребленія—искусственное увеличеніе повреждений для полученія вознагражденія. Въ связи съ колонизаціей Мурмана правительство задалось и мыслью о созданіи торгово-промышленнаго центра на Мурманѣ. Конечно, воз ражать противъ этой идеи, какъ таковой, не приходится, и рѣчь мо- жстъ птти лишь о степени удачности ея осуществленія. Лѣтъ около 10 пазадъ (точно не помню) по выбору покойнаго великаго князя Вла димира Александровича такой пунктъ и былъ созданъ основаиіеыъ го-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz