Гешин, Е. В. Письма о национальностях и областях. Мурманский край // Русская мысль. – Москва, 1912. – Кн. 7. – С. 82-109 (2-я паг.).

96 Р У С С К А Я М Ы С Л Ь . ссуда выдается только по оцѣнкѣ законченнаго постройкой судна, которое и по­ ступить въ залогъ казны: никакое другое имущество, находящееся у того лица на берегу, невидимому, не принимается въ расчетъ. Такимъ образомъ, чтобы выстроить хорошее судно, промышленнику, колонисту или помору, остается одинъ исходъ—кредитоваться у богатаго кулака, брать деньги подъ высокіе про­ центы со всевозможными унизительными выкляпчиваніями и продолжительною затяжкою". Такимъ образомъ, какъ видимъ, значсніе этой льготы сводится на нѣтъ, и на самомъ дѣлѣ, какъ мнѣ передавали на мѣстахъ, мѣра эта способствовала не повышенію нашего промысла, а скорѣе наоборотъ, такъ какъ вызвала къ жизни мелкій каботажный флотъ. Болѣе или ме- нѣе состоятельные люди, пріобрѣтая при указанныхъ условіяхъ палубное судно и воспользовавшись дешевымъ казеннымъ кредитомъ (3,8%), употребляютъ его не для промысла, а для торговли, покупая въ Вардэ (ГІорвегія) рыбу и доставляя ее въ Архангельску гдѣ и сбываютъ. Кстати упомяну, что изъ всей трески, поступающей на архангельскій рынокъ, лишь отъ V, до 1/6 поставляется мурманскими промыслами, все же остальное идетъ изъ Норвегіи (Вардэ). Мало обезпечиваетъ промышленниковъ и существующее на Мурманѣ обязательное взаимное страхованіе промысловыхъ судовъ отъ несчаст- ныхъ случаевъ. Не вдаваясь въ подробный анализъ всего временнаго положенія объ этомъ страхованіи, отмѣчу, что (§ 3) страхованію под­ лежать всѣ мореходныя и промысловыя суда, плавающія въ Ледови- томъ океанѣ и Бѣломъ морѣ, стоимостью не ниже ста рублей. Оче­ видно, что такимъ образомъ за бортомъ остаются тѣ промышленники, о которыхъ правительство всего болѣе заботится, т.-е. самые мелкіе, кустари, промышляющіе поддевомъ, на карбасахъ, экономически самые слабые, для которыхъ сколько-нибудь серьезное поврежденіе ихъ по­ суды или снасти равносильно гибели. Затѣмъ, согласно § 4, не выдается вознагражденіе „за незначительный поврежденія, стоимость исправленія которыхъ не превышаетъ 5°/0 оцѣнки судна“. Между тѣмъ незначи- тельныя-то поврежденія встрѣчаются всего чаще, и экономически сла­ бому промышленнику трудно справиться съ необходимостью сдѣлать исправленія стоимостью въ 5—10 руб. Ему приходится поневолѣ еще болѣе залѣзать въ кабалу. Кромѣ того условіе это, какъ мнѣ переда­ вали на мѣстѣ, вызываетъ массовыя злоупотребленія—искусственное увеличеніе повреждений для полученія вознагражденія. Въ связи съ колонизаціей Мурмана правительство задалось и мыслью о созданіи торгово-промышленнаго центра на Мурманѣ. Конечно, воз­ ражать противъ этой идеи, какъ таковой, не приходится, и рѣчь мо- жстъ птти лишь о степени удачности ея осуществленія. Лѣтъ около 10 пазадъ (точно не помню) по выбору покойнаго великаго князя Вла­ димира Александровича такой пунктъ и былъ созданъ основаиіеыъ го-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz