Гебель, Г. Ф. О нуждах Мурмана : доклад / Г. Ф. Гебель ; [печ. по распоряжению пред. С.-Петерб. Отд-ния Императ. О-ва для содействия рус. торговому мореходству]. – Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1897. – 15 c.

12 Кольской Губе. На Рыбацкомъ же полуостров^ н'Ьтъ ни одной хо­ рошей гавани. Въ единственной, несколько сносной, Вайде Губе, где теперь вообще сосредоточивается весь весеншй промыселъ, могутъ по­ меститься за камнемъ, покрывающимся вдобавокъ еще во время прилива водою, на сравнительно безопасной стоянке, около 5— 6 ко­ раблей, т. е. приблизительно пятая часть тЬхъ, которые грузились въ Вайде Губе въ этоиъ году. Почтовый пароходъ иногда не въ со- стоянш принимать и сдавать пассажпровъ, а товары сдавать нередко удается только на второмъ или третьемъ рейсе. На восточной сто­ роне Мурмана существуете, правда, несколько хорошихъ плп сносныхъ гаваней, но главную, Гавриловскую, даже гаванью, въ сущности, назы­ вать нельзя. Мало-мальски защищенная часть этой, такъ называемой гавани— просто яма, между горами, которая обсыхаете совершенно во время отлива. Неболыше суда въ это время лежать плп па боку, плп держатся на подпорахъ. Более глубокая часть губы совершенно открыта, больное корабли здесь не могутъ стоять, они грузятся въ 5-тп верстномъ разстояши отъ Гаврилова, подъ Пахтою. Только при совер­ шенно покойной погоде, пароходъ можетъ выгружать п пронимать грузъ и пассажировъ на рейде; при ветре, мало-мальско сильномъ, приходится совершать эту процедуру подъ Пахтою, и нассажирамъ нриходится добираться туда пешкомъ, по горамъ п болотамъ. Поэтому, я. считаю крайне желательнымъ, чтобы Вайда Губа и Гаврилово стали, съ помощью моловъ, настоящими гаванями. Въ Вайде Губе устроить молъ легко, но въ Гаврилове устройство его, кажется, встретите не мало серьезныхъпрепятствШ, почему, по моему мненпо, становище следовало бы перенести подъ Пахту. 14 летъ на- задъ, въ Вардё, съ гаванью весьма похожей на Вайда Губскую, при Северномъ ветре нельзя было попасть съ корабля па берегъ и обратно, а ныне покоятся за моломъ спокойно до 100 кораблей н несколько ты- сячъ промысловыхъ лодокъ. Вардё, со времени устройства мола, заме­ чательно быстро развился. Въ прошломъ году гавань была посещена более 1 ,4 0 0 кораблями и пароходами, она теперь со всехъ сторонъ окружена пристанями (брюгамп) вместо прежнпхъ 5— 6 , существовав- inихъ тамъ 14 летъ назадъ. Что касается спасательной части на Мурмане, то существуетъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz