Гебель, Г. Ф. О нуждах Мурмана : доклад / Г. Ф. Гебель ; [печ. по распоряжению пред. С.-Петерб. Отд-ния Императ. О-ва для содействия рус. торговому мореходству]. – Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1897. – 15 c.

9 ковъ, которые бы указывали имъ входъ въ гавани, положение банокъ и рифовъ. Если вы плаваете вдоль Норвежскаго берега, особенно между шкерами, то легче проходите безъ опытнаго лоцмана' опасное 'м’Ьсто ночью, нежели днемъ. Постоянно свЪтяпце въ маленькихъдомикахъ огоньки (1 разъ въ мЬсяцЬ аппараты очищаются, регулируютсяи снаб­ жаются горючимъ веществомъ)до мельчайшей точности обозначаютъ свободный отъ рифовъи камней фарватеръ между шкерами. Днемъ ошибиться далеко легче, нежели ночью—прогляд^въ бакана или метлы, которыми также тщательно бозначенъ фарватеръ. Штъ такой гавани по берегу, нЪтъ такого становища вплоть до нашей границы, входъ въ которыяне былъ бы точно обозначенъ однимъ, двумя, даже тремя огоньками и всЛзми возможными дневными знаками. Шкплеръ каботажнаго или рыбопромышленна™парохода п судна, который,конечно, невъсостоянш наниматьдорого стоющаголоцмана— да ихъ и не хватало бы для всЬхъ каботажныхъ судовъ, если бы существовало даже въ 20 разъ бол'Ье теперешняго числа— или кор- щикъпромысловой мореходной лодки, смФло плаваютъ, руководствуясь только картою и береговыми знаками днемъи ночьювъ фарватерахъ, которые часто далеко опаснее финскихъ шкеръ. О несчастныхъ слу- чаяхъ также слышно только весьма р^дко. У насъ вовсе не существуетъ лоцмановъ, помощью которыхъ можно было-бы пользоваться. Положеше шкиперовъ, особеннопарусныхъ и не б'Ьломорскихъ судовъ, идущихъ на Мурманъ съ товарами или за рыбою, крайне незавидное. На наши карты полагаться нельзя, аншйскимъ, которыми пользуются мноие шкипера нашихъ наеса- жирскихъ пароходовъ, тоже, въ силу обстоятельствъ, безусловно верить нельзя, и вотъ болтается часто несчастное судно, да не только чужое, но нередко и беломорское, по цЬлымъ днямъ, далеко въ морЪ, передъ гаванью, не см^я приближаться къ берегу при опасной длявхода въ мало-мальски незнакомуюгавань силп и направленш вЪтра. Есть гавани (между ними одна изъ лучшихъ Портъ Владшмръ), въ кото­ рыя ночью войти не решается даже самый опытный и съ берегомъ весьма близкознакомый капитанъ паруснаго судна и, пожалуй, даже и парохода. А между т4мъ, входъ, напр., въ Портъ-Владииръ, со

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz