Фан-дер-Флит, Александр Петрович. Шкуна «Александр Ковалевский» Мурманской биологической станции / А. Фан-дер-Флит. – Санкт-Петербург : Типолитография Шредера,1909. – 138 с. : рис., фот.

73 ватерштагъ съ ихъ бугелями и талрепами. Причиною этого являются, конечно, т'Ь громадный усилья, которыя прихо­ дится выдерживать этнмъ частямъ паруснаго вооружешя. Эти усшпя въ значительной степени находятся въ зави­ симости отъ воли командира судна и усердья команды, такъ какъ обусловливаются допускаемой ими степенью провиса- шя передней шкаторины кливера, которая принимаете на себя въ виде поперечной сплошной нагрузки более 2/3 давле- шя в^тра на кливеръ, да еще направленную на эту шкато­ рину одну изъ двухъ прямоугольныхъ составляющихъ тяги кливершкота. Законъ распределешя этой нагрузки и следовательно форма передней шкаторины остаются намъ неизвестными, но для разсчета мы можемъ, въ качестве перваго приближе- жешя, допустить, что это—равномерная нагрузка, а вльяше тяги кливершкота, главная часть которой передается на фаловый и галсовой углы по задней и нижней шкаторинамъ условно выразить присоединешемъ къ поперечной нагрузке передняго лика остальной трети полнаго давлешя N ветра на кливеръ. Давлеше N не трудно найти по возстановляющему моменту М0 при 30° крена. Какъ мы видели, полное давлеше Q ветра на паруса въ крутой бейдевиндъ равно приблизительно. где В есть возвышеше центра парусности надъ центромъ бокового сопротивлешя. Если А и а суть полная площадь основныхъ парусовъ и площадь кливера, то искомое давле­ нье на последней будетъ ^ т т т т г г т т я ^ Фиг. 41. Q = К U ’ а М 0 А Я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz