Фан-дер-Флит, Александр Петрович. Шкуна «Александр Ковалевский» Мурманской биологической станции / А. Фан-дер-Флит. – Санкт-Петербург : Типолитография Шредера,1909. – 138 с. : рис., фот.

67 съ большими парусными кораблями. Въ виду способности яхты вставать съ любого угла крена, эта меньшая остойчи­ вость подъ парусами не представляетъ никакой опасности, а лишь влечетъ за собой нисколько болыше углы крена. Корма „Александра Ковалевскаго", имеющаго винтъ и сзади него второй ахтерштевень, порождаете добавочное сопротивлеше довольно значительное, которое надо иметь въ виду при сколько-нибудь точныхъ вычислешяхъ. Объ этомъ добавочномъ сопротивленш мы скажемъ въ главе о двигателе. § 6. Напряжете н1;которыхъ частей вооружешя и опред-Ьлеше ихъ размЪровъ. Прочные размеры некоторыхъ изъ главныхъ частей па- руснаго вооружешя шкуны были определены предлагае­ мыми въ настоящемъ параграфе на. судъ читателей спосо­ бами, не совсемъ обычными въ практике постройки парус­ ныхъ кораблей. Разсчетъ деталей редко можно провести ращональнымъ путемъ; давая формулу, всегда приходится сравнивать ре­ зультаты вычислешя по ней съ хорошими образцами. Изла­ гаемые ниже способы разсчета деталей паруснаго вооруже­ шя авторъ только потому и решается предложить критиче­ скому внимание читателей, что они давали ему или соглас­ ные съ хорошими образцами результаты, или указывали на слабость обычно употребляющихся размеровъ, подтверждаю­ щуюся соответственными авариями. За исходную точку при разсчете деталей въ излагае- момъ методе было взято то давлеше ветра, которое со­ ответствуете наибольшему позволительному при ходе въ бейдевиндъ крену. Въ применены къ неопрокидывающемуся „Александру Ковалевскому“ этотъ уголъ крена былъ принять въ 30°. Иными словами, въ основашё вычислены было положено допущеше, что на этой шкуне можно идти въ бейдевиндъ, не приступая къ рифлешю парусовъ, при крене 30°, когда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz