Фан-дер-Флит, Александр Петрович. Шкуна «Александр Ковалевский» Мурманской биологической станции / А. Фан-дер-Флит. – Санкт-Петербург : Типолитография Шредера,1909. – 138 с. : рис., фот.

64 На практике и здесь пользуются обыкновенно эмпириче­ скими коэффищентами, представляющими собою отношешя площади парусности къ какимъ-либо квадратнымъ элемен- тамъ судна: къ площади миделя, къ смоченной поверхности, къ площади грузовой ватерлинш, или, наконецъ, къ водоиз- мещенпо въ степени */з. Мы постараемся дать представлен1е о томъ ходе мыслей, который приводить къ такому способу опредЬлетя необхо­ димой площади парусности. Представимъ себе, что судно идетъ въ полветра съ не- болыиимъ креномъ, при чемъ уголъ а ветра съ парусомъ составляетъ 40°, уголъ брасопки паруса 8=50°, давлеше на квадратный метръ равно р кгр., и площадь парусовъ ^, 'м етр .а. Тогда нормальное давлеше ветра на парусъ по формуле лорда Р е л е я равно Продольная же составляющая Т нормальнаго давленья ветра, если не обращать внимашя на небольшой кренъ, получится путемъ умножешя на синусъ угла брасопки, т. е. будетъ (фиг. 37) Фиг. 38. р А X(а) = р А \ (40°) = 0,76р А , такъ какъ Т = р А Х(а) sin о = = р А Х(40°) sin 50° = = 0,59 р А.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz